Технический директор ОАО «ТВЗ» Алексей Могучев продемонстрировал работающий на заводе центр развития современных технологий в пассажирском вагоностроении. В его офисе представлены комплектующие зарубежного производства, большинство из которых уже успешно замещены отечественными или аналогами, выпускаемыми в дружественных странах. Это, к примеру, шесть видов профилей для двухэтажных вагонов проекта 2020.
Уже найдены технические решения для локализации в России производства тормозных накладок и гидродемпферов, а также многих других комплектующих. Из Северной столицы, в частности, будут поступать и лифты для двухэтажных вагонов-ресторанов и бистро. Пока замена не найдена только для 1,28% комплектующих двухэтажного вагона, но этих изделий пока достаточно на складах.
Прогулка по новому двухэтажному вагону впечатлила – он стал заметно удобнее и комфортнее своих предшественников. В вагоне есть детское купе, душевая, покупейное регулирование температуры, сейфы и беспроводные зарядки для телефонов в каждом купе для каждого пассажира.
Вызвал интерес и вагон-электростанция, аналогов которому в России нет. Он предназначен для обеспечения электроэнергией составов на неэлектрифицированных участках железных дорог. С таким вагоном география использования современных энергоемких вагонов (в том числе и двухэтажных) существенно расширяется.
«Тверской вагоностроительный завод, который является членом Союза машиностроителей России, продолжает развивать круг отечественных партнеров. Еще на этапе проектирования мы закладываем возможность использования потенциала 2–3 поставщиков для каждого изделия с учетом логистики в разных регионах», – сказал А. Могучев.
Один из крупнейших поставщиков комплектующих Тверского вагоностроительного завода – группа компаний КСК, основные производственные площадки которой сконцентрированы на промтехнопарке в Твери. Производственный комплекс КСК объединяет десятки предприятий, которые разрабатывают и выпускают комплектующие и оборудование для пассажирских вагонов, вагонов метро, низкопольных трамваев, специальных вагонов и других видов транспорта. Работы по созданию промтехнопарка КСК начались в 2019 году. В настоящее время все производственные и административные корпуса введены в эксплуатацию, запущены технологические процессы. Сейчас в промтехнопарке КСК уже работает более 1600 сотрудников.
Генеральный директор компаний «КСК Элком» и «Промтехмонтаж» Дмитрий Жуков провел гостей по производственным цехам предприятий. Гости ознакомились с полным циклом производства электронных систем и компонентов для пассажирских вагонов и вагонов метро – от создания микросхем до монтажа готового изделия. Платы из резонита зеленоградского производства помещаются в робота, который производит многослойную печать интегральных микросхем до шести слоев в зависимости от назначения изделия. После тестирования оператором компьютерной диагностики заготовка поступает мастерам ручной пайки. Они снабжают изделие необходимыми транзисторами. Затем уже снова робот производит мойку от паяльной пасты и полировку, отдавая готовую ИМС мастеру для установки в корпус. Часть изделий отправляются заказчику для монтажа в его конструкции, другая часть остается в производстве и поступает на сборку элементов управления подвижным составом. Перед этим контрольные образцы проходят обязательные испытания на влагу, пыль и скачки напряжения.
На участке компании «Промтехмонтаж» налажено жгутовое и кабельно-сборочное производство, а также производство готовых изделий с применением электронных компонентов, которые поступают из предыдущего цеха. Один из основных видов выпускаемой компанией «Промтехмонтаж» продукции – пульты управления вагонами локомотивной тяги. Этот важнейший компонент умного поезда фиксирует происходящее в вагоне по 400 параметрам и дает рекомендации проводнику.
«Мы производим от 800 до 1000 таких пультов в год в зависимости от потребностей заказчика, в частности ТВЗ», – рассказал Д. Жуков.
Здесь же, в промтехнопарке КСК, уже другими предприятиями группы компаний производится климатическое оборудование для транспорта, элементы интерьера и экстерьера, например мягкая мебель пассажирских вагонов, изделия из композитных материалов, сварные металлоконструкции, запущено собственное производство теплообменного оборудования. Выпускаются и другие комплектующие для различных видов подвижного состава.
«Руководство КСК старается, чтобы работники, а особенно инженеры и конструкторы, получали заработную плату не ниже, чем в Москве. Нам не хочется, чтобы ради более высокой зарплаты высококвалифицированные специалисты уезжали в другие регионы, – объясняет Д. Жуков. – Наоборот, с учетом того, что жилье в Твери более доступно, нам иногда удается привлечь ведущих специалистов, в том числе и из столицы».
Автор: Михаил Зубов
https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/comments/importozameshchenie-kak-vazhnyy-shag-k-tekhnologicheskomu-suverenitetu-/