Фото: stroi.mos.ru
Строительство станции метро и крупного транспортно-пересадочного узла (ТПУ) в подмосковном городе Котельники вновь откладывается. Об этом «Известиям» рассказал источник в департаменте строительства Москвы. Переговоры с владельцем земли, на которой должны появиться станция подземки и ТПУ, снова зашли в тупик. На одном из недавних совещаний дирекции Московского транспортного узла принято решение просить мэрию Москвы выделить для выкупа земли часть прибыли Московского метрополитена.
Изначально новая станция и крупный пересадочный узел, в том числе автовокзал, должны были построить и ввести в эксплуатацию в конце 2013 года, однако из-за проблем, связанных с необходимостью выкупить землю под проект у собственника, строительство несколько раз откладывалось. 20 га земли в районе Опытное Поле, на котором должна появиться станция и ТПУ, были выкуплены у Росимущества бизнесом в 2010 году. Теперь область не может получить землю обратно.
12 сентября и.о. заммэра столицы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин заявил, что «как только решится вопрос с земельным участком и мы получим проект планировки, приступим к строительству. Площадка уже подготовлена, остались формальности». Тем не менее, по словам представителей департамента строительства, участвующих в проработке проекта, переговоры с собственником снова зашли в тупик.
— Земля в форме долгосрочной аренды принадлежит бизнесмену Яну Ровнеру, — рассказал источник. — В соответствии с законом № 43-ФЗ выкупить землю можно только на условиях, согласованных с собственником, а владелец называл завышенную цену, которую область заплатить не могла. В процессе переговоров с предпринимателем он предлагал следующую схему: бизнесмен передает землю под строительство метро, но при условии, что выходы из подземки будут вести в торговый центр, который будет возведен на поверхности. Однако перед городом и областью стоит другая задача: создать юго-восточный транспортный кластер, который разгрузит город и улучшит транспортную ситуацию, а не просто довести ветку метро до нового торгового центра.
Сам Ян Ровнер прокомментировать ситуацию в день подготовки публикации отказался.
Эксперт общественной организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков отметил, что строить станцию метро без ТПУ для города бессмысленно.
— В Москве территории, на которых Генпланом было запланировано строительство метрополитена, могут сдаваться в аренду, но, как правило, с дополнительным обременением: арендатор обязуется освободить землю с компенсацией или без в том случае, если город все-таки решит строить метро, — объяснил эксперт. — В области ситуация иная: существует частная собственность на землю, в Котельниках метро
изначально не планировалось, поэтому возникла такая коллизия. Станция «Котельники» сооружается исключительно на средства московского бюджета — ни Московская область, ни частные инвесторы в финансировании не участвуют.
Эксперт напомнил, что правительство Москвы начало разрабатывать стратегию развития транспортных узлов в том числе и для того, чтобы перехватывать пассажиропотоки, следующие со стороны области, еще на подходах к МКАД и не перегружать саму кольцевую дорогу, подъезды к ней и начальные участки радиальных магистралей. ТПУ с большой перехватывающей парковкой в Котельниках необходим также для того, чтобы жители Подмосковья, пересаживаясь на метро, не оставляли свои автомобили во дворах и на газонах в районе Жулебино, где улично-дорожная сеть перегружена, а парковочные места в дефиците. И, конечно, напомнил эксперт, нельзя идти на поводу у собственника земли и вместо ТПУ сооружать торговый центр.
— Правительству Москвы не следует вкладывать огромные средства в строительство
станции для подвоза покупателей к частным магазинам, — добавил Свириденков. — Мэрия должна продолжать отстаивать принципиальную позицию по этому вопросу.
Старший научный сотрудник Центра экономики транспорта ВШЭ Екатерина Решетова заявила, что возникшая в Котельниках проблема -- не единичный случай.
— К сожалению, конфликты такого рода встречаются сплошь и рядом при строительстве автомобильных дорог, метро и других объектов, — отметила эксперт. — Одно дело — договориться с местными жителями, компенсировать снос гаража, и совсем другое дело — найти компромисс с бизнесом. Затраты на выкуп земель и согласования порой достигают 30% от стоимости всего проекта. Так проект становится дороже, а сроки его сдачи затягиваются. К сожалению, единственный способ избежать затрат — это изменить трассировку дороги или метро, что не всегда возможно. Поэтому чаще всего приходится платить. Ситуации будут повторяться вновь и вновь, пока не будет пересмотрено законодательство, регулирующее вопрос передачи земель для нужд городского строительства.
Член совета Гильдии маркетологов Олег Гвоздик уверен, что выходы из метро в торговый центр являются нормальным и закономерным решением при строительстве новых станций.
— Наличие крупного торгового центра никак не помешает работе метро и ТПУ, — считает маркетолог. — В конце концов, можно было бы сделать один выход в торговый центр, а остальные — в тех направлениях, которые определены планом. Это было бы выгодно бизнесу и удобно пассажирам. К тому же можно привлечь к отделке станции средства бизнеса — так, как это было сделано с владельцем торгово-выставочного комплекса «Крокус». Ничего не мешает построить рядом с торговым центром парковку, на которой пассажиры, следующие из пригорода, могли бы оставлять свои автомобили.
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/557143#ixzz2fJW0k1Vu