Подробная информация о Ташкентском метрополитене

 

Схема Ташкентского метрополитена

Метрополитен  представляет собой сложный комплекс:

  • оснащенный самыми современными технологиями и техническими средствами, в том числе автоматизированным управлением движения поездов с применением автоматической локомотивной сигнализации (АЛС) с  автоматическим регулированием скорости (АРС) подвижного состава с диспетчерской централизацией движения поездов. Телеуправление устройствами энергоснабжения, эскалаторов, насосными установками, тоннельной вентиляцией и другими инженерно-техническими установками, что практически позволило автоматизировать весь перевозочный процесс.
  • долговечность сооружений, оборудования и обустройств: подвижного состава и других технических средств до 35-40 лет за счет оптимальной организации текущего обслуживания, ремонта и постоянного повышения квалификации обслуживающего персонала, станций с особенностями архитектурно-художественного оформления, с применением различных отделочных материалов при их строительстве, десятков километров тоннелей, пути, с современными видами связи - от диспетчерской с возможностью записи всех оперативных переговоров машинистов электропоездов и персонала служб эксплуатации с диспетчерами до автоматической телефонной сети, средствами громкоговорящего оповещения и дополнительной связью.
  • кадры, работники метрополитена которые обеспечивают эксплуатацию этого сложного технического комплекса результатом,  которого является четкая организация движения поездов, культура обслуживания пассажиров и комфортабельность их перевозки.

В марте 2000 года пущено в эксплуатацию депо по ремонту подвижного состава и выпуску запасных частей, где имеется квалифицированный  эксплуатационный персонал. В  условиях депо в год  капитально ремонтируется 48 вагонов, в том числе, 12 вагонам производиться капитальный ремонт в объёме КР-1 и 36 вагонам производиться подъёмочный ремонт  в объёме ТР-3. Помимо этого в депо проводится профилактический осмотр и ремонт собственного технологического оборудования.

Кроме этого освоено:

  • полное освидетельствование и формирование колесных пар (50 – 60 пар в год);
  • ремонт электродвигателей: тяговых и для мотор – компрессоров.

С точки зрения исторической метро в Ташкенте сыграло и продолжает играть положительную роль во многих отношениях. Уместно, прежде всего, отметить его социальную  значимость: в крупных мегополисах  всегда было особое отношение к строительству и развитию сети метрополитена.

Для дальнейшего улучшения транспортного обслуживания населения города в октябре 2001 года введен в эксплуатацию 1-й участок Юнусабадской линии от станции «Минг Урик» до станции «Хабиб Абдуллаев» с 6-ю станциями общей протяженностью 7,6 км, которая соединяет одноименный крупный жилой массив с центром города. Уникальная особенность новой линии состоит в том, что ее станции соединяют между собой все три линии метро. Станция «Минг Урик» обеспечивает переход на вторую линию метрополитена «Узбекистанскую» через станцию «Ойбек», а 140-метровой переход от станции «Юнус Ражабий» проводит пассажиров до платформы станции «Амир Тимур хиебони» Чиланзарской линии, тем самым достигнута наиболее оптимальная схема - расположенные три взаимопересекающиеся линии с образованием своеобразного треугольника (кольца) в центре города.

В поле внимания коллектива метрополитена постоянно находятся вопросы внедрения новой техники, совершенствования и модернизации производства, сокращения доли ручного труда:

  • повсеместное внедрение в устройствах энергоснабжения мало обслуживаемых аккумуляторных батарей немецкой фирмы "Зонненшайн"
  • переход на безбатарейную систему аварийного питания в устройствах сигнализации и связи
  • применение погружных насосов шведской фирмы "Флюгт" взамен горизонтальных центробежных насосов
  • использование радиоизлучающих кабелей и цифровых автоматических телефонных станций,  как на Юнусабадской линии, так и при  реконструкции существующих устройств
  • широкое применение автоматических устройств учета расхода электроэнергии на базе счетчиков типа "Альфа" швейцарской фирмы и внедрение компьютеров в устройствах телеуправления энергоснабжения,  эскалаторов и инженерно-технических устройств.

Многие современные технические разработки выполняются в тесном творческом контакте с научно-исследовательскими институтами и научно-производственными объединениями Республики Узбекистан.

Ташкентский метрополитен  это единственный действующий метрополитен, устойчиво работающий в зоне высокой сейсмичности, а специальные устройства, очищая и увлажняя подаваемый воздух, создают и поддерживают благоприятные условия для пассажиров даже в самое жаркое время года.

станция Абдулла Кодирий  Юнусабадской линииВ условиях,  когда за десятки лет эксплуатации оборудование и устройства подвержены износу  немаловажным фактором их дальнейшего функционирования является изыскание технологических и технических новшеств, внедрение новой более эффективной техники, повышение качества ремонта и снижение ее себестоимости  за счет разработки и освоения выпуска запасных частей собственного производства. За последние годы,  несмотря на  смену кадров,  на метрополитене последовательно проводилась работа по этим направлениям.

В поле внимания коллектива метрополитена постоянно находятся вопросы внедрения новой техники,  опытно-конструкторских и  научно-технических разработок (НИОКР):

Службой «Сигнализации и связи» для обеспечения безопасности пассажиров на платформах и эскалаторах всех станций установлены радиоинформаторы с оповещением о бдительности.

Электродепо «Чиланзар» изготовили звуковые блоки Б3-1 с запрограммированной обновленной фонограммой записи сообщений.

Для службы «Пути» приобретены дефектоскопы  РДМ-22 и РДМ-33.

Электродепо «Узбекистан» изготовили устройство для проверки, регулировки и испытания работы А.Б.К 40/220 В на вагонах серии 81-714, 81-717,  прибор для проведения аварийных игр с машинистами, который предназначен для обучения и повышения квалификации машинистов,  путем проведения тренировочных занятий максимально приближенных к реальным.

Информационно-вычислительный центр выполнил  работы по установке и наладке местной локальной сети для оперативного обмена информацией.

Высокая культура обслуживания пассажиров предполагает и гарантированную защиту от неадекватных действий. С этой целью внедрена система видеонаблюдения, которая позволяет контролировать пассажиропоток и ситуацию в вестибюлях, на платформах и эскалаторах  станций Ташкентского метрополитена.

На всех вестибюлях  станций установлены широкоформатные мониторы,  для демонстрации видеозаписи в режиме реального времени перемещений  пассажиров.

Для создания дополнительных удобств для пассажиров на вестибюлях станций все кассы для реализации жетонов перенесены на пешеходные переходы станций, установлены в подземных  переходах и на станциях метрополитена информационные киоски  самообслуживания по оплате городской и мобильной телефонной связи  (Инфокиоски).

В соответствии перспективного плана в течении ближайших 2-3 лет  предстоит выполнить капитальный ремонт вагонов и другого технологического оборудования  провести модернизацию и замену элементов верхнего строения пути, капитальный ремонт зданий, сооружений и станций, произвести замену оборудования взамен изношенного: десятки центробежных насосов, вентиляторов местных систем и тоннельной вентиляции, силовых кабелей, трубопроводов тоннельного водопровода и систем пожарной сигнализации и др.

Хочется подчеркнуть, что специалисты Ассоциации оказывают посильную помощь в усовершенствовании технологии и модернизации технических средств метрополитенов. Мы регулярно получаем информацию о научно-технических достижениях и передовом опыте, основных технико-эксплуатационных и экономических показателях работы метрополитенов, информацию по случаям браков, аварий и отказов технических средств. Это является большим подспорьем в нашей работе.

Пассажир для метрополитена – главное действующее лицо. Метрополитеновцы делают все возможное, чтобы ему было комфортно и надежно, чтобы он всегда обслуживался профессионально, с неподдельным вниманием, а каждая поездка приносила бы эмоциональное и моральное удовлетворение, чувство гордости за свой город, за то, что в нем есть самый современный вид общественного транспорта – метрополитен.


 

«ТАШКЕНТСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН» СЕГОДНЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

 

            Одному из символов Ташкента – Ташкентскому метрополитену исполнилось
45 лет. Датой основания метрополитена принято считать 6 ноября 1977 года, в этот день началась история Ташкентского метрополитена.

 

С этого дня метрополитен стал надежной основой транспортной системы города Ташкента. Когда речь заходит о метрополитене, большинство из нас подразумевают удобный, доступный и экологически чистый вид транспорта.

 

Климат города Ташкента субтропический с очень жарким летом, когда температура воздуха в среднем разогревается до +40˚С и умеренно холодной зимой с отдельными днями, когда температура воздуха может опустится до -10˚С. Температура грунта на глубине 3 и более метра стабильно составляет 14-15˚С. Учитывая климатические особенности на всех подземных станциях Ташкентского метрополитена впервые разработана и внедрена уникальная система воздухоснабжения, обеспечивающая понижение температуры воздуха (до 24˚С), ее увлажнения и очистка от пыли в летний период. В зимний период без дополнительных затрат обеспечивается температура на станциях не ниже 10˚С.

 

Ташкентский  метрополитен, гордится своей чистотой, а также, тем, что многие станции напоминают музеи. Многие спускаются в это «подземное чудо», чтобы насладиться красотой мраморных станций, величием колонн и мозаикой.

 

В своеобразной творческой манере, подлинно новаторски развивая национальные традиции, в процессе взаимообогащения опытом создаются лучшие образцы подземного зодчества.

 

Интерьеры станций метро по-своему воспроизводят дух революционных преобразований, следы предшествующих столетий, аккумулируют в себе богатую событиями современность. Например станция «Туркистон» по своему уникальному дизайну не повторяет ни одну станцию Ташкентского метро. Интерьер станции составляют плиты из белого мрамора, а два ряда колонн украшены керамическими плитками с растительным узором. По одну сторону путевой стены на керамических панно изображены достопримечательности и исторические места соседних государств Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Туркменистана, а по другую сторону - древние мавзолеи Бухары, Самарканда, Хорезма, Кашкадарьи, Сурхандарьи, Джизака, Сырдарьи, Ташкента и Ферганы, которые включены в  Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Ввод в 2020 году в эксплуатацию новых линий и станций увеличил протяженность сети Ташкентского метрополитена до 59 км с 43 станциями, из них 31 станция подземного исполнения и 12 станций надземных.

 

Будущее многих крупнейших городов связано со строительством метрополитена. Социальная необходимость ставит, таким образом, задачу расширения географии наиболее эффективного вида общественного транспорта — метрополитена, обеспечивающего массовые скоростные, регулярные, комфортабельные перевозки. Реализация проектов по строительству метрополитена способствует сокращению пробок на транспортных магистралях и улучшению культуры обслуживания пассажиров.

 

В настоящее время ведется строительство второго этапа Кольцевой надземной линии метрополитена, протяженностью 12,14 км, состояющую из 7 станций. Первые
5 станций, протяженостью 8,5 км введены в эксплуатацию в 25 апреля  текущего года, 2 станции, протяженностью 3,64 км планируется в сентябре текущего года. Благодаря вниманию и поддержке Президента Узбекистана работы по проектированию и строительству новых линий метро успешно продолжаются.

 

С вводом в эксплуатацию новых 5 – ти  станций  общая протяженность Ташкентского метрополитена составляет 67,55 км, количество станций – 48.

 

В перспективе планируется ежегодно строить и вводить в действие новые станции, которые будут охватывать и связывать еще больше районов города Ташкента.

 

Узбекистан – одна из главных туристических жемчужин Центральной Азии. Богатая архитектура и древняя самобытная культура всегда привлекала множество туристов со всего мира. Узбекистан по оценке Всемирной Туристической организации ООН сегодня находится в пятерке стран с наиболее динамично развивающейся туристической отраслью. Сегодня Узбекистан  может принимать более пяти миллионов туристов ежегодно. Республика обладает колоссальным туристическим потенциалом. В стране есть просто уникальные историко-архитектурные ансамбли разных периодов прошлого, а современная архитектура в древних городах соседствует с памятниками национального зодчества прошлых веков, что является особенностью характерной только для Узбекистана.

 

О возможностях нашей страны свидетельствует наличие свыше 7 тысяч объектов материального культурного наследия разных эпох и цивилизаций, в том числе включенные в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО исторические центры Бухары, Хивы, Самарканда и Шахрисабза. Всемирно известные исторические памятники, современные города, неповторимая природа Узбекистана, уникальная национальная кухня, а также непревзойденное гостеприимство народа притягивают любителей путешествий.

 

Оказавшись в столице Узбекистана, мы советуем вам непременно посетить Ташкентский метрополитен, популярный среди туристов не только как средство передвижения, но и как одна из главных достопримечательностей города. Традиционные узоры и изречения мудрецов, портретные рисунки героев, поэтов и мыслителей, незаменимая узбекская мозаика – каждая станция метро это своеобразный экскурс в историю народов Узбекистана и уникальная галерея искусств!

 

Ташкентское метро снискало славу одного из самых красивых в мире. Сюда с экскурсиями водят иностранцев. Даже для жителей Узбекистана, приезжающих из дальних уголков страны, проехаться на метро — обязательный пункт визита в столицу.

 

Ташкентское метро включено практически во все рейтинги красивых туристических объектов.

 

ТАШКЕНСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН: ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ

За короткий период времени новому Узбекистану удалось приобрести высокий авторитет среди Мирового сообщества, что в совокупности создало необходимые условия для ускорения экономических и политических
преобразований в стране.
В крупных городах с большим количеством жителей остро стоит вопрос, как быстро и удобно добраться до места назначения. Одним из эффективных решений этого вопроса является метрополитен. Именно метро
дает возможность быстро перевозить большое количество пассажиров. На фоне роста населения, количества автомобилей и появления пробок в Ташкенте особое внимание уделяется развитию одного из самых
экологически чистых видов общественного транспорта – метрополитена. 

Ташкентский метрополитен – один из красивейших на территории стран СНГ, воплощение восточной роскоши, за счет чего по праву стал одним из наиболее посещаемых достопримечательностей города. В Узбекистане он появился первым среди всех стран Центральной Азии.

Метрополитен в Ташкенте является одним из самых красивых в мире, но его уникальность состоит не только в этом. Строительство метро в сейсмоактивном регионе с жарким климатом было смелой задумкой, которая в итоге вылилась в искусно возведенное сооружение. 

Впечатляющее декоративное убранство первых двух линий (Чиланзарской и Узбекистанской), уникальная стилизация каждой станции – гордость ташкентцев, которой продолжают любоваться, не взирая на прошедшие года. Блеск мрамора, холодные блики гранита, пышные колонны, барельефы, которые хочется пристально рассматривать и изучать, восхищаясь воздушной лепниной и резьбой по ганчу, а также бионическим дизайном.

Вы увидите сюжеты бессмертных произведений Алишера Навойи на станции, названной в честь этого великого поэта пятнадцатого века. По данным интернет – издания distractify.com станция «Алишер Навойи» включена в число самых красивых станций метро всего мира. К примеру, посетив станцию «Космонавты», невозможно остаться равнодушным к
приглушенному свету и насыщенным синим краскам, которые передают атмосферу космоса, а также главным вехам развития космонавтики, посвященные гигантам технического прогресса двадцатого века. Потрясающие колонны разной формы, яркий свет королевского вида люстр, оригинальные мраморные узоры – все это создает неповторимую атмосферу, которая не оставит Вас равнодушными и оставит приятные впечатления от посещения столицы Узбекистана. История и современность вновь и вновь соединяются здесь в одно целое.
Введенные в 2020 году в эксплуатацию 2 новые станции Юнусабадской линии «Юнусабад» и «Туркистон» построены по самым современным технологиям, с учетом строительных норм и технических требований. Например, станция «Туркистон» названа в честь одноименного историко-географического региона Центральной Евразии и Центральной
Азии, широко употреблявшееся в XIX веке и начале XX век — «Туркестан». По своему уникальному дизайну не повторяет ни одну станцию Ташкентского метро. С одной стороны станции на путевой стене изображены достопримечательности и исторические места Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Туркменистана, а с другой — запечатлены города и регионы Узбекистана: Бухара, Самарканд, Хорезм, Кашкадарья, Сурхандарья, Джизак, Сырдарья, а также расположены мозаичные картины исторических мавзолеев и святынь Ташкента и Ферганской  области. Колонны станции облицованы белым мрамором, украшенные керамическими плитками с растительным узором.

Оформление станции «Юнусабад» выстроено в стиле уникального склона с серией рельефных колонн в центре платформы, с изогнутой (кривой) платформой) и с двумя подземными вестибюлями. У входа размещены картины в виде зеркал, изображающих современный и древний облик Ташкента. На путевых стенах платформы расположены шесть экранных композиций. При строительстве станции была применена немецкая технология, благодаря которой водоносный пласт был преодолен с использованием железобетонных тюбингов.
За последние 7 лет в целях развития инфраструктуры Ташкентского метрополитена были построены дополнительные подземные и надземные линии и станции метро. Было введено в эксплуатацию более 30 километров линий метро и 19 современных станций, из них 2 подземные и 17 надземных. В 2024 году планируется ввести в эксплуатацию еще 2 станции, 2-го этапа строительства Кольцевой надземной линии метрополитена. После завершения строительства и ввода в эксплуатацию 2-х станций соединив их с Сергелийской линией, образуется замкнутое кольцо. В результате общая протяженность линий Ташкентского метрополитена составит более 70 километров, а количество станций увеличится до 50. Роль метро в системе общественного транспорта нашей столицы возрастает с каждым днем. С учетом этого инфраструктура метрополитена модернизируется, чтобы создать больше удобств для пассажиров в
соответствии с современными стандартами. 

           Для справки: Ташкентский метрополитен занимает первое место среди стран Центральной Азии, 3 место среди стран СНГ и 68 место в мире.


 Основные т/э характеристики

 

Адрес

Узбекистан, Ташкент, Ташкент г., 700027, Узбекистан, г.Ташкент, Шайхантохурский р-н, пр.Узбекистанский, 93а

Телефон +998 (71)241-65-14; ф. 233-66-81