Технические
Вода в метро. Специальный репортаж Павла Кутаренко04.11.2013

В советское время было принято открывать важные объекты - к 7 ноября. В современной России - к другим праздникам, как правило, к новому году. Так, несколько раз именно в конце декабря в Петербурге открывали новые станции метро. Сейчас и об этой традиции, похоже, забывают. Если станцию "Спасская" откроют именно 7 числа, то "Петроградскую" - 15-го. На ремонт подземного вида транспорта тратятся огромные деньги. Такой урон городскому метрополитену наносит не какое-то жуткое подземное чудовище, а обычная вода: 1 километр восстановительных работ по гидроизоляции порой обходится городу в 150 млн рублей. Может ли затопить наше метро? Смотрите в специальном репортаже Павла Кутаренко.

Дмитрий Бурин, начальник службы тоннельных сооружений ГУП «Петербургский метрополитен»: 

"Вот видно ржавые пятна - там ржавое пятно, здесь. Это последствия капежа воды на тоннельную отделку с той стороны, где-то трещины в процессе эксплуатации появляются, и она проникает сквозь них сюда, в пассажирскую зону".

Хорошо, что еще на голову не капает. Наклонный ход на «Пушкинской» - из-за явных протечек станцию закроют на вход уже 1 декабря. В январе та же участь постигнет «Лиговский проспект», через пару лет закроют «Василеостровскую». Мы вроде привыкли, когда капает с потолка квартиры, но протечки в метро - куда опаснее.

Дмитрий Бурин, начальник службы тоннельных сооружений ГУП «Петербургский метрополитен»: 

"Сейчас где-то у нас около 10% от всех тоннельных сооружений, а всего у нас 290 км, 10% максимум требуют капитального ремонта. Но это не говорит, что ситуация критическая, там постоянно ведется комплекс работ по поддержанию сооружения, но ремонт необходим".

Уже почти 60 лет, с первого дня работы петербургский метрополитен «сражается» с грунтовыми водами. Коварные плывуны, древние русла рек - в городе, построенном на болоте, строить еще и под землей - отчаянный шаг.

Под моими ногами самый многострадальный участок городского метрополитена: перегон "Лесная" - "пл. Мужества". Первая серьезная авария произошла еще при строительстве в 1974 году.

Следы тех событий остались лишь на этих заводских корпусах - здание-перемычка между ними рухнуло полностью, сами здания выстояли только благодаря особым стяжкам.

«Площадь Мужества» - первую в мире односводчатую станцию глубокого заложения - торопились сдать побыстрее, к 25-му съезду партии. Но помешал плывун, смесь воды и песка под огромным давлением.

Эти художественный кадры сняты с документальной достоверностью. Через 12 лет после аварии режиссер Дмитрий Светозаров выпустил первый ленинградский фильм-катастрофу.

Дмитрий Светозаров, кинорежиссер: 

"Наш город, который я бесконечно люблю, был создан Петром I на месте, которое предрекло судьбу этого города, которая состоит в постоянной борьбе со стихией. Мы знаем страшное пророчество: «Этому городу быть пусту». И история этого города, который был создан вопреки силам природы и выстоял вопреки этим силам - это и толкнуло меня на эту работу".

Массовая эвакуация людей, обрушение зданий, проваливающийся в промоину транспорт - все действительно так и было. Тогда удалось избежать человеческих жертв и более масштабных разрушений - плывун заморозили жидким азотом. Но к 95-му году грунт оттаял, перегон был полностью закрыт на целых 9 лет. Правда, режиссер Светозаров дальнейшими событиями на размыве уже не интересовался - по уважительной причине.

Дмитрий Светозаров, кинорежиссер: 

"С той поры, как я закончил эту картину, я в метро не езжу. Я предпочитаю теперь ездить на машине, поверху, но некая, наверное, опаска - черт его знает, некое подсознательное чувство не влечет меня больше под землю".

Проблему размыва решили, пустив в обход затопленного участка новый тоннель - говорят, что он застрахован от протечек чуть ли не на 100 лет. Говорят, что сейчас в нашем метро - все под контролем. Но проверить это можно, только спустившись под землю.

Подземный коридор станции «Спортивная», именно здесь пойдет тот самый траволатор - бегущая дорожка, посредством которой пассажиры будут попадать с Петроградской стороны на Васильевский и обратно. Мы находимся на глубине примерно 40 метров, прямо над нами Нева - но, как вы видите, сейчас здесь ничего не течет. И даже не капает.

Капать и не должно, объясняют метростроевцы. Большая часть тоннелей проложена в кембрийских и протерозойских глинах, где воды почти не бывает, поэтому наше метро - одно из самых глубоких в мире. Есть аномальные участки - размывы и зоны геологических разломов, но современные технологии позволяют просчитывать все риски заранее.

Алексей Старков, главный инженер ОАО «Метрострой»: 

"Говорить о том, что эти грунты настолько страшные, что в них строить нельзя - это можно только ребенка напугать, рассказывая ему сказки. Наверное, у людей действительно складывается ощущение, что там закрылся наклонный ход, там переход закрылся. Но если смотреть в комплексе - когда это было построено, более 50 лет назад, и закрываются на реконструкцию те объекты, которые вышли за свой срок гарантийный, за 50 лет".

«Текут» как правило «престарелые» наклонные ходы - их строили из чугунных тюбингов, а швы чеканили свинцом. Из-за перепада температур, осадки пород, эти стыки годами буквально расшатываются - через щели проникает вода. Новые станции метрополитена, такие как выход «Спортивной» на Васильевский остров, строят по другим технологиям, с монолитным наклонным ходом. Перспективные "ветки" метро тоже будут отличаться - их строят уже на небольшой глубине, где грунты куда опаснее.

Станислав Нагорный, гл. технолог-геолог ОАО "Ленметрогипротранс": 

"Людям нужен мост вот здесь, но здесь плохие условия. А там хорошие - но он там даром не нужен. Спрашивается, где нужно построить мост? Там, где людям нужно. Поэтому если нашему городу необходимо метро строить, какие бы не были условия строительства. Но нам все равно строить надо. Новые технологии строительства позволяют эту вещь делать".

Эти люди знают наш метрополитен вдоль и поперек, хотя они в нем не работают, они по нему... Гуляют. Для диггеров главная опасность - быть пойманными т. н. «монтерами» - сотрудниками метро. Всего остального они не боятся. В возможность подземного потопа не верят.

Алексей «Мегавольт», диггер: 

"Метро находится под землей, поэтому нахождению там воды удивляться не стоит, она так или иначе все равно просачивается через объемы туннелей. Но объемы там очень незначительные, бывает, лужицы могут возникнуть, где-то по капельке - как мы видим, просачиваются, но для затопления тоннелей этого не хватит".

Так или иначе, наш метрополитен, построенный вроде бы в "гиблом месте", действительно не так уж и опасен. Эти кадры сняты москвичами в столичном метро. Это - в столице мира, в Нью-Йорке. Ну а это - дружественная Белоруссия. Минское метро - и это уже похоже на потоп.

http://www.tv100.ru/news/voda-v-metro-specialnyj-reportazh-pavla-kutarenko-82277/

Назад к списку