Технические
Российские ученые выяснили, как предотвратить разрушение тоннелей метро26.02.2019
Строительство станции московского метрополитена
Специалисты Национального исследовательского технологического университета "МИСиС" (НИТУ "МИСиС") выявили факторы разрушения несущих конструкций подземных тоннелей, которые позволят разработать меры по их предотвращению и удешевлению эксплуатации и строительства метро и других подземных сооружений. Результаты опубликованы в журнале IOP Conference Series: Materials Science and Engineering.
Дефекты несущих конструкций подземных сооружений способны привести к авариям и дорогостоящим ремонтам, расходы на которые составляют от 25% до 100% от стоимости строительства. Поэтому важнейшая задача в области проектирования подземных сооружений – сделать обделку более долговечной.
Качество строительства, срок службы и капитальные затраты зависят от типа обделки и технологии ее возведения, сообщила профессор кафедры "Строительство подземных сооружений и горных предприятий" НИТУ "МИСиС" Елена Куликова.
 
"Раскрытие механизма образования дефектов в футеровке (внутренней обделке) позволяет разработать меры по предотвращению их образования и удешевить эксплуатацию и строительство подземных сооружений", – рассказала она РИА Новости.
 
Исследования показали, что в конструкциях подземных объектов дефекты возникают, в основном, из-за фильтрационного воздействия воды.
"В тоннелях глубокого заложения места фильтрации воды сосредоточены на боковых частях тоннеля; в тоннелях мелкого заложения – почти на уровне лотка тоннеля и у перекрытия. Места фильтрации находятся вблизи стыка изоляции и шва бетонирования", – прокомментировала Елена Куликова.
По данным ученых, ключевые факторы, приводящие к разрушениям, – это гидроабразивное изнашивание лотковой части тоннеля, выщелачивание свободной извести из бетона под действием внешних грунтовых вод, а также газовая и химическая коррозия, вызванная агрессивными жидкостями, протекающими по тоннелям.
Эти факторы, вместе или по отдельности, приводят обделку тоннелей в аварийное состояние или выводят ее из строя на долгое время.
По словам ученых, при проектировании и установке несущих конструкций подземных сооружений особое внимание нужно уделить выбору материалов конструкций и гидроизоляции, а также технологическим приемам организации водонепроницаемых стыков между блоками бетонирования.
Для анализа геомеханических и фильтрационных процессов ученые использовали методы классической механики твердого тела, законы течения жидкостей и теорию аварийного риска. Они также провели статистическую обработку экспериментальных данных, полученных при обследовании более 10 типов канализационных тоннелей общей протяженностью 67 км и более 70 тоннелей с обделкой из сборных железобетонных конструкций.
 
https://ria.ru/20190226/1551345647.html

Назад к списку