Технические
Вестибюли московского метро оборудуют датчиками радиации11.10.2013

Весной 2014 года вестибюли всех станций столичного метро оснастят датчиками, которые будут реагировать на радиоактивное излучение. Как рассказал «Известиям» начальник службы безопасности Московского метрополитена Владимир Муратов, первые подвесные устройства появятся на «Комсомольской» и «Щелковской».

— Комплексная программа по усилению безопасности в Московском метрополитене, на которую из государственного бюджета выделено 8 млрд рублей, продлена до 2014 года, — сказал Муратов. — В рамках этой программы на станциях и появятся подвесные датчики радиации, а также детекторы по обнаружению взрывчатых и химических веществ, металлодетекторы и комнаты досмотра.

Как пояснил заместитель начальника службы безопасности Московского метрополитена Виктор Зуихин, в настоящее время проводятся проектные работы по определению мест размещения датчиков радиации.

— В метро Санкт-Петербурга уже работают такие датчики — они встроены в турникеты, однако для столичной подземки такой способ неэффективен, — сказал Зуихин. — Мы внесли предложения по корректировке комплексной программы в правительство Москвы, согласно которым детекторы радиации будут располагаться в вестибюлях. Так, на станции «Новокосино», где проводились временные пробные работы, подвесное устройство находилось рядом с входными дверями.

По его словам, датчики будут определять уровень радиационного излучения, исходящего от проносимых пассажирами вещей.

— Если уровень излучения превысит разрешенное значение, то сигнал поступит на пульт управления, — сказал Зуихин. — При наличии у пассажира «вредного» багажа, специалисты конфискуют предмет и поместят его в безопасное место.

По мнению ведущего научного сотрудника Центра исследований транспортной политики НИУ ВШЭ Константина Трофименко, появление датчиков не отразится на работе подземки и комфорте пассажиров.

— Такая мера необходима, так как устройства обеспечат общественную безопасность. В метрополитене самый высокий уровень проходимости по сравнению с другими городскими объектами, — сказал Трофименко. — Каждый день около 10 млн людей пользуются подземным транспортом, а в отдельных переходах, например на «Комсомольской», в час проходят десятки тысяч человек.

По мнению руководителя проекта «До-Ра» (устройства для смартфона, регистрирующего вредные для здоровья излучения), кандидата технических наук Владимира Елина, детекторы радиации будут реагировать в нескольких случаях.

— Эти устройства могут в том числе помочь предотвратить совершение теракта с использованием взрывчатки, например, если человек проносит «грязную бомбу», от которой исходит ионизирующее излучение, — сказал Елин. — По его словам, система датчиков также не пропустит воров, которые решат провезти опасный груз, например, уран в вагонах подземки.

Правда, Елин предупредил, что «переносчиками» заметных доз радиации также могут быть пассажиры, проходящие курс химиотерапии и принимающие сильнодействующие лекарственные препараты.

К тому же, по его мнению, по техническим характеристикам для большей эффективности датчики стоит устанавливать на каждом турникете.

— Подвесные устройства не смогут идентифицировать человека — проносчика радиоактивного багажа, особенно в часы пик с огромным пассажиропотоком, — отметил эксперт. — Датчик, установленный в турникете, срабатывает на конкретного «опасного» человека, проходящего с помощью билета, и такого затем проще отследить.

Как ранее писали «Известия», пассажиров столичного метрополитена также хотят обязать проходить досмотр. Полицейское управление, работающее в подземке, обратилось в мэрию с просьбой законодательно запретить пользоваться метро пассажирам, отказавшимся пройти проверку.

Назад к списку