Лицо машиниста в кабине прибывающего на станцию состава мы видим доли секунды. А иногда и вовсе не замечаем, торопясь зайти в вагон и занять удобное место. О тех, кто везет нас по просторам бескрайнего мира подземки и отвечает за нашу безопасность, мы почти не думаем. «Комсомолке» удалось приоткрыть завесу тайны в мир профессии машиниста Петербургского метрополитена.
О РОМАНТИКЕ
Игорь Эдуардович Новиков работает машинистом электропоезда депо «Автово» без малого сорок лет. Он был в числе первых выпускников колледжа метрополитена, тогда училища. Почти все его одногруппники из профессии давно ушли, а он остался и намерен трудиться дальше.
- Романтика? Я бы не сказал. Наоборот, все четко, по инструкции, всегда надо быть на чеку, - улыбается Игорь Эдуардович. - Ответственность очень большая, ведь каждый день ты перевозишь тысячи пассажиров. Лично мне в моей профессии нравится стабильность.
Кстати, если вы думаете, что в работе машиниста метро ничего сложного нет, то сильно ошибаетесь. Машинист должен разбираться и в подвижном составе, и в системах сигнализации, и множество инструкций изучить.
- Я бы так сказал, хочешь работать машинистом, готовься к тому, что всегда придется учиться, - продолжает Игорь Новиков. - Сейчас обновляется подвижной состав. Это современные поезда, и управлять ими тоже приходилось учиться. Молодежи, конечно, разобраться в этом проще, но и мы, старички, не лыком шиты.
А еще надо быть стрессоустойчивым, ведь крутить «баранку» по подземным тоннелям не так-то легко.
О НОВЫХ СОСТАВАХ
Как признаются машинисты петербургской подземки, старые и новые составы - это словно «жигули» и «мерседес». Пассажиры уже заметили разницу: в новых поездах не дует, не душно, не шумно. В вагонах установлены стеклопакеты, работает система принудительной вентиляции. Состав практически не дергается даже при торможении, идет тихо и плавно. Удобнее стало и машинистам. На наш вопрос, в чем разница между старым поездом и новым, они предлагают прокатиться в «жигулях», а потом сесть в иномарку. И все сразу станет ясно
- Работать стало гораздо комфортнее. Раньше информацию на панель выдавали мигающие лампочки, а сейчас все выводится на мониторы. В составе полно камер, как снаружи, так и изнутри, все автоматизировано, за всем следит компьютер, - рассказывают машинисты, которые пересели в новые составы. - Рабочее место стало гораздо комфортнее, удобное сиденье, кабина больше.
Ну и электроэнергии новые составы потребляют гораздо меньше. Это обывателю, правда, незаметно, зато для метрополитена - большой плюс.
Работать в новых вагонах – сплошное удовольствие.Фото: Александр ГЛУЗ
О БЕЗОПАСНОСТИ И ПАССАЖИРАХ
Новые составы петербургского метрополитена безопаснее, у них, например, сократился тормозной путь. Но какой бы совершенной не была техника, очень многое зависит от пассажиров. Ситуации бывают разные: кто-то забудет в вагоне вещи и приходится выводить людей, выбиваясь из графика, а кто-то, рискуя жизнью, бежит за вагоном, в котором уезжает забытый чемодан. По пятницам и праздником резко увеличивается количество пассажиров навеселе, которые в любой момент могут упасть на пути. Есть и такие, кто намеренно пытается свести счеты с жизнью. Правда, таких людей опытные машинисты научились вычислять по позе, взгляду и движениям.
Собственно, именно поэтому ездить на автопилоте поезда в метрополитене вряд ли когда-нибудь будут. Слишком уж большой человеческий фактор. Так что компьютер остается лишь помощником машиниста, главный в кабине электропоезда по-прежнему человек.
ЦИФРА
Грядущий чемпионат мира по футболу стал хорошим стимулом для развития Петербургского метрополитена. Но обновляется и развивается подземка не только из-за него. До конца 2018 года на линии выйдут 25 новых составов: 9 красных и 12 зеленых серии «Юбилейный» и еще 4 зеленых поезда серии «Нева».
https://www.spb.kp.ru/daily/26818/3854789/