Происшествия
Теракт в метро: как предвидеть и предотвратить06.04.2017

Теракт в петербуржском метрополитене в очередной раз поставил вопрос: возможно ли вообще обезопасить этот вид транспорта от атак экстремистов? К сожалению, эксперты сходятся во мнении, что нет. Главная причина – количество пассажиров. Ежедневно только в метро северной столицы спускается более двух миллионов человек, в год – около 740 миллионов. А московская подземка вообще мировой рекордсмен – 7 миллионов пассажиров в сутки, и порой эта цифра может подскакивать до 9 миллионов. Распознать и обезвредить террориста в гигантском потоке людей – задача чрезвычайно сложная. Если досматривать каждого, можно парализовать всю транспортную систему.

Первая линия защиты метрополитена – рамки металлоискателей. Они очень удобны: не мешают движению пассажиров и позволяют вычислить людей, которые пытаются пронести, например, оружие. Информационный центр правительства Москвы приводит следующую статистику. Только за два месяца 2017 года служба безопасности метро изъяла более 20 тысяч запрещенных предметов. 90% ­– это колюще-режущее оружие. Хотя попадаются и настоящие арсеналы. В феврале на станции "Павелецкая" охрана подземки перехватила гражданина с сумкой, где лежало три боевых пистолета, два автомата и патроны к ним.

Но заметить взрывное устройство рамки, скорее всего, не смогут. Все-таки они настроены на достаточно большое количество металла, чтобы не оповещать полицейских о каждой монетке, пуговице или связке ключей в кармане пассажира. А во взрывном устройстве "железа" может быть еще меньше. "Сколько металла в стандартном запале МД?! (детонатор взрывного устройства – прим. ред.) Максимум полтора-два грамма алюминия. Взяли шашку двухсотграммовую тротила, подумаешь, кусок мыла. Будет взрыв, будут потери, минно-взрывные травмы ", – говорит военный эксперт, полковник запаса Михаил Тимошенко.

Лучше рассмотреть содержимое багажа пассажира помогают рентгеновские аппараты. Бомбу они, конечно, увидят. Но только в том случае, если она будет похожа на взрывное устройство. То есть какие-то провода, какие-то непонятные емкости, шарикоподшипники, болты или гвозди. Но всего этого может и не быть. Специалисты уверены, заряд взрывчатки можно замаскировать в любом гаджете вроде планшетного компьютера или ноутбука. "Покажите мне человека, у которого нет гаджета. Там хорошо размещается, допустим, взрывчатка. Рентген может просто показать, что, например, у ноутбука нет батареи. Но не взрывчатку", – считает Михаил Тимошенко. Кроме того, террористы-смертники часто прячут взрывное устройство под одеждой. А просвечивать людей рентгеновскими аппаратами, установленными в метро, нельзя.

Еще одна система защиты – видеонаблюдение. Камеры установлены в метро практически повсеместно. Однако эксперты не уверены в их эффективности именно с точки зрения борьбы с терроризмом. "Допустим, мы имеем камеры в том же метро или на каком-то объекте, который контролируется работником. А у него находится на мониторе двадцать пять камер. Если кто-то думает, что этот работник в течение рабочего дня наблюдает за этими камерами и может что-то серьезно зафиксировать, то это невозможно", – говорит президент международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" Сергей Гончаров. Правда, процесс можно автоматизировать. Например, в Петербурге на футбольном стадионе "Петровский" уже несколько лет установлена система распознавания лиц. И, вероятно, она отлично подходит для того, чтобы вычислять злостных хулиганов среди болельщиков. Но вряд ли экстремистские организации используют в качестве исполнителей уголовников-рецидивистов в федеральном розыске, чьи фотороботы висят в каждом отделении полиции. Более того, систему распознания лиц можно легко обмануть, считает Сергей Гончаров: " Даже если есть какая-то фотография или фоторобот преступника, который находится в федеральном розыске, то видеокамера фиксирует его только по фотографии. Если этот человек наденет шапку, приклеит усы и бороду, реакция этого прибора будет нулевая".

Наиболее эффективная система безопасности установлена в аэропортах. Пассажиров ждут многоступенчатые досмотры еще на входе в здание воздушной гавани. Через рамки металлоискателей и рентгеновские аппараты проходит и сам человек и его багаж, а все гаджеты проверяют на работоспособность. Более того, например, в аэропорту "Шереметьево" постоянно работает кинологическая служба авиакомпании "Аэрофлот". Для нее специально разводят небольших, неприметных собак, гибридов дикого субтропического шакала и домашней арктической лайки. Они нервируют пассажиров гораздо меньше, чем стандартные овчарки или лабрадоры, а взрывчатые вещества чуют не хуже.

Но для метро такая сложная система безопасности не подходит. Досмотр приведет к пробкам, а служебным собакам придется обнюхивать каждого пассажира, а это все-таки несколько миллионов человек в день. Аналогичная ситуация и с сотрудниками безопасности. Сложно даже посчитать, сколько нужно специалистов, способных распознать террориста в бесконечном потоке людей, чтобы защитить все станции метро в стране! Хотя все это можно отчасти компенсировать бдительностью граждан. Своевременное сообщение о подозрительном человеке или бесхозном предмете способно предотвратить трагедию.

http://www.vesti.ru/doc.html?id=2874428

Назад к списку