Текущие
В метро поставят «умные» камеры видеонаблюдения11.11.2013
В метро поставят «умные» камеры видеонаблюдения

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Шалгин

Система интеллектуального видеомониторинга сможет распознать разыскиваемого человека в 85% случаев, причем доля ошибок не превысит 0,5%. Об этом «Известиям» рассказал источник в ГУП «Московский метрополитен». После того как система «узнает» занесенного в базу пассажира, она определит предположительную траекторию его движения и передаст данные на смартфоны сотрудников патрульно-постовой службы.

По словам источника, когда администрация метро будет выбирать оборудование, она при прочих равных условиях отдаст предпочтение отечественным образцам.

Камеры, которые смогут распознавать лица, установят у дверей на входе и выходе со станций, у турникетов, в переходах между станциями, подуличных переходах и служебных помещениях. Они будут направлены «навстречу потоку пассажиров». На других участках своего пути (например, на самих платформах и у касс) пассажир попадет в поле зрения других камер — «обзорного и ситуационного видеонаблюдения». Они будут передавать информацию о потоке пассажиров и чрезвычайных ситуациях.

Лица людей будут распознавать так называемые «камеры машинного зрения» с «разрешением регистрируемого изображения от 1,2 до 4 мегапикселей». Они будут считывать так называемые биометрические модули пассажиров и сравнивать их с модулями, которые хранятся в базе данных метро. Как писали «Известия», в эту базу будут заносить безбилетников, нарушителей общественного порядка, преступников, пропавших без вести, попрошаек и других людей, которых по каким-то причинам разыскивают администраторы метро или власти.

Когда занесенный в базу человек войдет в метро, система вычислит его автоматически. Допускается, что в одном случае из 200 камера примет за занесенного в базу нарушителя другого пассажира. При этом в 170 случаях из 200 (85%) она должна выявить именно того, кого ищут. В остальных случаях система может сообщить о недостаточно подтвержденном сходстве.

Когда система «увидит», что в подземку вошел разыскиваемый пассажир или человек, который впервые прошел без билета, она передаст эту информацию сотрудникам патрульно-постовой службы. Сотрудники ППС будут снабжены «мобильными терминалами» — планшетами или смартфонами со специальным приложением. Система вычислит предположительную траекторию движения нарушителя и подскажет охране, где его «встречать».

Информация о пассажирах, которые не занесены в базу, будет храниться в системе 360 дней, а потом стираться. Как писали «Известия», впервые появившихся на станции пассажиров система будет идентифицировать как подозрительных, но если они станут появляться там регулярно, привыкнет к ним и перестанет обращать на них внимание.

«Умные» камеры уже тестируются на некоторых станциях, например в Новокосино. В начале 2014 года предполагается разработать проектно-сметную документацию на установку системы в комплексе. Только на разработку документации выделяется до 386 млн рублей, стоимость всего проекта не раскрывается даже приблизительно.

Завкафедрой транспортной телематики МАДИ Владимир Власов напомнил, что системы считывания биометрических данных установлены в метро многих мировых столиц, а в Лондоне пошли еще дальше: там такие камеры есть и на улице.

По словам Власова, российские софтверные компании по уровню разработок программ распознавания вполне способны конкурировать с зарубежными.

— Комплектующие могут быть импортными, но технический проект, сборка и, самое главное, отладка программного обеспечения — это могут делать российские компании, отмечает он.

Член комиссии Общественной палаты по проблемам безопасности Дмитрий Галочкин подчеркнул, что если система будет недостаточно продвинутой, риски могут быть огромны.

— Например, злоумышленники могут дезориентировать всю службу безопасности метро, направив ее на определенный участок, а в это время совершить преступление на другом участке, — говорит он.

Назад к списку