Текущие
К 85-летию московского метро20.05.2020

К 85-летию московского метро

Андрей Бочкарёв, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

На протяжении всей своей 85-летней истории московское метро росло и развивалось вместе с Москвой, приходя в самые отдаленные уголки столицы. Над созданием станций и тоннелей московской подземки в разные времена трудились и продолжают работать в наши дни лучшие проектировщики, строители, архитекторы. Сегодня столичная подземка ежедневно перевозит от 8 до 9,3 млн пассажиров. Для москвичей это по-прежнему самый популярный и жизненно необходимый транспорт.

В последние девять с небольшим лет Москва в развитии системы метро совершила колоссальный скачок. С 2011 года по настоящее время, с учетом Московского центрального кольца, построены 169 км новых линий, 87 станций и платформ, из которых 115 км и 56 станций приходится непосредственно на метро. Кроме того, введены в эксплуатацию 10 современных электродепо для обслуживания подвижного состава. Это в разы превышает те темпы, которые были в советские времена. Да и в мире по динамике развития подземки российская столица на сегодняшний день не имеет себе равных. Более интенсивно и эффективно, чем Москва, метро не строит в мире никто.

Даже в этом году, несмотря на непростую экономическую ситуацию и комплекс мер по недопущению распространения коронавируса, мы продолжаем строительство всех станций и линий теми же высокими темпами, что и прежде, и снижать их не намерены. Так, 27 марта были открыты 14,32 км новых линий и шесть станций: участок Некрасовской линии от «Нижегородской» до «Косино» с четырьмя станциями – «Нижегородской», «Стахановской», «Окской» и «Юго-Восточной», и северо-восточный участок Большой кольцевой линии от «Авиамоторной» до «Лефортово».

Конечно же, в условиях пандемии коронавируса все наши подрядчики неукоснительно соблюдают новые правила и принимают меры в соответствии с методическими рекомендациями по профилактике инфекции. Строители обеспечены средствами санитарной безопасности, при входе на объект и в течение рабочего дня на строительных площадках измеряется температура тела работников, производится обеззараживание воздуха в закрытых помещениях, а их уборка проводится с использованием дезинфицирующих средств.

На разных этапах строительства сегодня 31 станция метро, а в активной проходке тоннелей задействованы 23 щита на различных площадках: это мировой рекорд, зафиксированный в Москве судьей Guinness World Records. Ни в одном мегаполисе мира не работало одновременно столько машин. Большая часть комплексов занята на строительстве тоннелей Большой кольцевой линии – ключевого проекта метростроения на сегодняшний день и ближайшие годы. БКЛ станет самым протяженным метрокольцом в мире. К настоящему времени уже пройдено 78% тоннелей.

Буквально недавно на восточном участке Большого кольца начал работу 10-метровый тоннелепроходческий комплекс «Победа» – четвертый щит-гигант, задействованный на строительстве двухпутных тоннелей БКЛ. До конца этого года на Большом кольце планируем ввести в эксплуатацию еще более 10 км линий и три станции – «Улицу Народного Ополчения» и «Карамышевскую» на западном участке и «Электрозаводскую» («Рубцовскую») – на северо-восточном.

Активные работы продолжаются и на других линиях: продлевается Сокольническая ветка до «Потапово», Солнцевская – до международного аэропорта «Внуково», Люблинско-Дмитровская – до поселка Северный, Арбатско-Покровская – до Гольяново. Строится новая – Коммунарская – линия метро, будут построены еще две новые линии – Рублево-Архангельская и Бирюлевская. Таким образом, метро придет в районы, где его пока нет, но где оно жизненно необходимо. К 2024 году протяженность линий метрополитена Москвы составит около 560 км, а количество станций возрастет до 306.

Хочется отметить, что исторически московское метро является не только утилитарным транспортным объектом, но и настоящей жемчужиной подземной архитектуры. Продолжая традиции уникального оформления станций, мы, начиная с 2014 года, когда по инициативе мэра Москвы Сергея Собянина после почти полувекового перерыва возобновилась традиция проведения конкурсов на лучший дизайн станций метро, успешно провели уже несколько таких открытых архитектурных конкурсов. По их итогам были созданы яркие, красивые, радующие глаз пассажиров станции, удобные и комфортные.

Недавно стартовал очередной открытый международный конкурс на разработку архитектурного облика еще двух перспективных станций на двух линиях метро – «Проспект Маршала Жукова» Рублево-Архангельской линии и «Кленовый бульвар 2» Бирюлевской линии. Участникам конкурса предстоит разработать облик этих станций, с которых можно будет пересесть на Большое кольцо. Я уверен, что по результатам проведения конкурса мы получим множество уникальных и эффективных художественно-архитектурных решений, отвечающих не только мировым тенденциям, но и пожеланиям самих москвичей. Московское метро по-прежнему будет держать марку одного из самых красивых в мире.

https://www.mperspektiva.ru/topics/k-85-letiyu-moskovskogo-metro/

Назад к списку