Текущие
Бактериальное население метро Москвы и Нью-Йорка оказалось похожим13.02.2020

Микробиологи из России и США опубликовали результаты исследования микробиоты московского метро. Анализ бактерий, населяющих четыре станции метро — Римскую, Достоевскую, Сретенский бульвар и Выставочную — показал, что разнообразие микроорганизмов коррелирует с величиной пассажиропотока, а костяк московской «метробиоты» составляют те же роды, что и в подземке Нью-Йорка. Работа опубликована в журнале Computational and Structural Biotechnology Journal.

Общественный транспорт — одно из ключевых мест контакта жителей мегаполисов. Кроме людей, в метро, автобусах и трамваях ездит довольно много микроорганизмов, и понимать, как устроено их сообщество, важно, — например для здравоохранения. В 2015 году с этой целью был запущен проект MetaSUB (Metagenomics and Metadesign of the Subways and Urban), в рамках которого планируется создать карты микробиомов подземок разных городов.

Наталья Клименко (Natalia Klimenko) из компании Knomics и ее коллеги из университета ИТМО, Новосибирского и Балтийского университетов, Института биологии гена и Курчатовского института, компании «Атлас» и ряда других организаций России и США исследовали, как устроена микробиота московского метро. Для пилотного эксперимента были выбраны четыре станции: Римская, Достоевская, Выставочная и Сретенский Бульвар. На каждой из станций команда собрала образцы с пяти типов поверхностей — с поручней около эскалаторов, навигационных стендов, пола, скамеек и стен на уровне плеч. Рибосомальную ДНК попавших в пробы бактерий отсеквенировали и, сравнив ее с базами данных, узнали, кому именно она принадлежала.

Самыми частотными оказались бактерии из родов Dietzia, Brevundimonas, Pseudomonas, Arsenicicoccus, Stenotrophomonas, — их ДНК обнаружилась в большинстве образцов. Это обычные для почвы бактерии, а Dietzia может жить вдобавок на коже человека. Сравнение с предыдущим аналогичным исследованием, сделанным в Нью-Йоркском метро показало, что как минимум три из указанных родов бактерий «популярны» и там. В целом, на станциях водились в основном почвенные бактерии, бактерии, типичные для кожи человека, а также патогены и симбионты растений, предположительно принесенные в метро с почвой.

Самой богатой в плане разнообразия микробиоты станцией оказалась станция Римская. Авторы работы предполагают, что это может быть связано с большим пассажиропотоком на этой станции: по данным метрополитена, он в несколько раз больше чем на других проверенных станциях: 36,5 тысячи человек в день против 18,2 — 6,5 тысячи.

Сравнение «населения» разных поверхностей показало, что больше всего разнообразие бактерий на полу станций. Там оказалось много уникальных для этого исследования бактерий.

Список найденных авторами организмов приблизительный, — метод позволяет только примерно определить таксономическую принадлежность обитателей подземки, причем грибы и другие эукариотические микроорганизмы вовсе не учитывались. Несмотря на эти ограничения, это пилотное исследование позволило опробовать методику и составить первое представление о микробиоте московской подземки.

Недавно мы рассказывали о микробиоме МКС, — несмотря на уникальные условия, он оказался похож на тот, что встречается в большинстве земных зданий, регулярно посещаемых людьми, — фитнес-центрах, офисах, больницах. МКС населяют примерно те же бактерии и грибы, что встречаются на коже животных и человека в обычных условиях.

Вера Мухина