Текущие
Лекторий. Несбывшийся Ленинград. Метро, которого нет20.02.2019

Лекторий. Несбывшийся Ленинград. Метро, которого нет | Фото автора

Фото автора

Видеозапись выступления можно посмотреть в нашем сообществе в соцсети «ВКонтакте» и на нашем сайте. 

 

Первый дореволюционный проект петербургского метро появился в 1889 году. С 1912-го схемы составляли фактически каждый год. «В городе появился бумажный метрополитен», – заключил эксперт.

Во всех известных проектах прослеживалась одна идея. Специалисты стремились объединить все вокзалы Петербурга. Обводный канал планировалось осушить и проложить метро до Лиговского канала, который все-таки засыпали в 20-е годы. Рассматривался вариант подземки под Невским проспектом. В 1902-м году появился план на эстакадах уровня второго-третьего этажа зданий доходных домов. Но от этой идеи довольно быстро отказались. Это выходило слишком дорого.

IMG_4004.JPG

Фото автора

После революции город и вся страна были заняты строительством нового государства, а не метрополитена. Идея была отложена до 1930-х годов. Первые чертежи появились в 1939 году. Интересно, что их оставляли в одном варианте и засекречивали. Другие экземпляры уничтожались.

В планах строительства от 1941-го года метро фигурирует в качестве бомбоубежища. Для этого в документах значились дополнительные туннели и карманы, вмещающие до 20 тысяч человек. Кроме того, планировалось соорудить выезд поездов с Московского и Финляндского вокзала. Составы должны были выезжать прямо на железную дорогу. Строительство началось 21 января 1941 года. Из-за сжатых сроков неготовые станции даже «выкидывали» из планов. В связи с началом Великой Отечественной войны работы были остановлены.

IMG_4041.JPG

Фото автора

Вопрос о подземке вновь подняли в 1945 году. Разговор о соединении с железной дорогой и бомбоубежище уже не шел. Во главу угла ставилась транспортная необходимость.

«Для меня самое больше удовольствие – рассматривать схемы метрополитена. С этого у меня началось увлечение и никак не может закончиться», – признался слушателям Михаил. В следующей части лекции он поделился найденными им уникальными планами, фотографиями и схемами.

В 1955 году была открыта первая линия ленинградского метро. Каждый год после ее запуска появлялся новый план подземки. В 1956-м году станций на третьей линии предполагалось в два раза больше. В схемах от 1965 года были предусмотрены малая и большая кольцевые линии, от которых потом отказались. С 1966 по 1976 гг. на красной ветке работала временная наземная станция «Дачная». Убрать ее пришлось из-за строительства Ленинского проспекта.

IMG_4011.JPG

Фото автора

«Лекция очень познавательная. Материал цельный и многообразный. Урывками я вроде много всего знала, а так, чтобы все вместе – первый раз слышу. Еще и столько подтверждения: документы, фотографии. Видно, что человек знает об этом не понаслышке», – поделилась своим впечатлением от лекции слушательница Виктория Тихонова.

https://spbvedomosti.ru/news/gorod/lektoriy_nesbyvshiysya_leningrad_metro_kotorogo_net/

Назад к списку