Начальник метрополитена Иван Беседин спускается на «Павелецкую»-кольцевую.
Фото: "Вечерняя Москва", Александр Казаков
Малейший сбой в работе столичной подземки становится ЧП общегородского масштаба, и в последнее время метрополитеновцы не обделены вниманием: сентябрьскую серию мелких задержек на линиях кто-то уже попытался назвать «системным кризисом» в работе. Что происходит на самом деле, корреспонденты «Вечерней Москвы» решили узнать, спустившись в тоннели метро вместе с начальником Московского метрополитена
Утро начинается ночью
02.00 Беседин предельно точен. Договорились с ним о встрече в два пополуночи, и тяжелые стеклянные двери станции метро «Павелецкая»-кольцевая открылись для корреспондентов «ВМ» минута в минуту.
— Иван Сергеевич, часто вы начинаете рабочий день в такое время?
— Два раза в неделю. Ночами со вторника на среду и с субботы на воскресенье, во время технологического окна, вместе с заместителями и начальниками служб провожу инспекцию станций и тоннелей.
Сегодня Беседин проводит плановую проверку готовности к зимнему сезону двух станций Кольцевой линии, «Павелецкой» и «Добрынинской», и перегона между ними.
Пользуясь «протекцией» начальника метрополитена, впервые про ходим в метро безбилетниками.
Инспекция начинается с машинного зала эскалаторной службы.
— Один эскалатор за час при полной загрузке перевозит 10 тысяч пассажиров, — рассказывает замначальника дистанции Михаил Салангин. — А у нас, на Кольцевой, неполной загрузки в часы пик не бывает, и все три эскалатора «пашут» предельно интенсивно — как минимум 120 тысяч человек в сутки поднимаем-спускаем. Поэтому и внимание к ним особое. Иван Сергеевич проверял нас «крайний раз» в августе, поставил ряд задач.
— Выполнили?
— Попробуй не выполнить! Беседин в лучших традициях русской инженерной школы проверяет все дотошно и спуску не дает.
02.25 Дежурная по станции «Павелецкая»кольцевая Ольга Паламарчук старательно записывает наши фамилии в тетрадку. Порядок такой в метрополитене: число заходящих в тоннель должно равняться числу из него вышедших. Учет и контроль — строжайшие. Беседина тоже не преминули записать. В кондуите у дежурной — длинные столбики фамилий.
И действительно, в тоннеле, как на Бульварном кольце летним вечером, не протолкнуться!
— Главное в нашем деле — путь, — комментирует Иван Сергеевич. — Будет он устойчивым, метросоставы пойдут без задержек. Главное правило: поезд при любых ситуациях должен оставаться на рельсах. Поэтому ночью здесь работают путейцы, связисты, энергетики...
— Почему так много ручного труда?
— Мы используем самую современную аппаратуру, новейшие технологии контроля и диагностики, — немедленно парирует Беседин. — По путям проезжает дефектоскопическая тележка, или матрисса, которая отмечает любые изменения геометрии пути, миллиметровые просадки рельсов. Высокотехнологичное оборудование для ремонта есть на вооружении у всех наших служб. Но работу выполняют люди. Наше самое главное достояние — высококвалифицированные специалисты.
«Околоточный надзиратель»
03.00 С мнением высокого начальства полностью согласен дорожный мастер Андрей Косыхин. Он крупен телом, осанист, у него большая окладистая борода. Настоящий «бог и старший воинский начальник» 41-го околотка.
— Терминология, конечно, забавная, — говорит он. — Но она пришла к нам с железной дороги. Традиции, однако.
Андрей Михайлович работает в Московском метрополитене уже 25 лет.
— Не я один здесь такой старожил. Коллектив у нас стабильный, текучки практически нет, — рассказывает Косыхин. — График: пять ночей на работе, две — дома. Привыкаешь к такой жизни. Зарплаты высокие, задачи понятные.
Зона ответственности — 15 километров 670 метров пути. Они всегда в порядке.
— Я же говорю, коллектив — золото, — кивает Иван Беседин.
«Рекорд»
03.20 Начальник метрополитена идет по путям с фонариком в руке, заглядывая чуть ли не под каждую шпалу.
— Иван Сергеевич, а с молотком путевого обходчика по шпалам не ходите?
— И его беру в руки. Как-то по жизни привык все сам делать. Мелочей в нашем инженерном деле не бывает. Своими глазами увидел, пальцами потрогал — и на душе спокойно.
Личный рекорд Беседина в «прогулках» по тоннелям и станциям — 20 километров. Правда, преодолел он их вместе со своими заместителями и руководителями служб не ночью, а днем по только что построенным перегонам новых линий Московского метрополитена. Не все, конечно, пешком — не спортивных достижений ради «путешествует», частично на матриссе, но все-таки!..
04.15 «Разбор полетов» на перроне станции «Добрынинская». Спокойный разговор профессионалов о проблемах, которые выявлены на проверенном сегодня перегоне и которые надо решить. Впрочем, ничего существенного. Мелкие, «вечные» беды метрополитеновцев всего мира: подтекание в тоннели почвенных вод. Вода изо дня в день находит дырочки, а метрополитеновцы еженощно источники течей заделывают.
Атаки экстремалов и алкоголиков
05.50 Последнюю неделю несколько раз «глючило» серую ветку.
— Иван Сергеевич, почему происходили сбои в движении?
— Строятся новые линии метрополитена. Производство работ порой просто диктует нам изменения в графике движения. На перегоне у станции «Петровско-Разумовская» метростроевцы проходили тоннель тоннеле-проходческим комплексом. Пришлось и нам под них подстраиваться. Приношу извинения пассажирам, но ограничения в движении метросоставов были вызваны объективными производственными причинами. В четверг, 3 октября, поезда пошли по графику. Еще одно ЧП произошло из-за заводского брака: разъединилась сцепка двух вагонов. Мы отправили рекламацию заводу — изготовителю вагонов. Отказы были, есть и будут.
Это техника. Наша задача их минимизировать. Стараемся. Подвижного состава стало больше на 10 процентов, а число отказов при этом значительно уменьшилось.
— Что еще влияет на движение?
— Нас стали атаковать экстремалы и алкоголики. Последний инцидент: 36-летний пьяный мужчина был снят полицейскими с крыши вагона метропоезда на станции «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии. До этого другой пьяница бегал по путям на станции «Воробьевы горы». Самый вопиющий случай — это проезд байкера на мотоцикле по перрону станции «Войковская». Мы серьезно задумались, как создать действенную «защиту от дураков».
Неизбежная рутина
07.00 Официальное начало рабочего дня начальника Московского метрополитена. Первым на докладе — начальник службы подвижного состава. Все у него движется.
07.15 Главбух с отчетом. Дебет сходится с кредитом.
07.30 В кабинет заходит главный диспетчер. Ночь без замечаний.
07.45 Планерка. Подводятся итоги прошедшего дня.
По общему мнению руководителей служб, перегон между «Павелецкой»-кольцевой и «Добрынинской» к эксплуатации в зимний период подготовлен хорошо. Беседин ставит задачи на день начинающийся (в смысле — продолжающийся).
08.30 Планирование перспективных мероприятий, разбор почты. Секретарь с бумагами — в броуновском движении.
Новые вагоны
11.00 С 2000 по 2010 год в среднем столичный метрополитен закупал по 98 вагонов в год. В 2011-м закупили 201 вагон, в 2012-м — 342. А дальше нового подвижного состава будет еще больше. Кто станет поставщиком? Этому «вкусному» для бизнеса вопросу и было посвящено совещание, которое провел Иван Беседин.
Современный метровагон — это высококачественный металл, композитные материалы, нанотехнологии и суперсовременная электроника. В общем, стоимость — десятки миллионов рублей. А метрополитен столицы России с 2015 по 2020 год собирается закупить больше 2 тысяч новых вагонов. Поэтому в зале совещаний рябило от дорогих костюмов и «навороченных» часов. Представите ли «Сименса», «Хендая», российских производителей…
Переговоры прошли конструктивно. Представители фирм по-деловому интересовались условиями заключения контракта, конкурсной документацией, осторожно прощупывали позиции друг друга.
— Победит в конкурсе тот поставщик, кто предложит лучшую технику по минимальной цене, — подытожил начальник Московского метрополитена.
Без галстуков
15.00 Совещание по проблемам строительства депо «Братеево». Подрядчики, смежники, строители.
Инженерная «тарабарщина». Непосвященному можно понять только отдельные слова: землеотвод, кран-балка, теплоцентраль… Большинство участников — без галстуков. Просто работа, не до политесов. Все горячатся, поминутно вскакивают с мест.
Обступив Беседина, спорщики тычут в схемы пальцами...
Но закончилось все хорошо. Договорились о сроках сдачи депо, пожали друг другу руки и пошли работать.
«Метрохрущобы»
17.05. Беседин ездит по станциям Филевской линии.
Они сдавались в эксплуатацию в конце 1950-х. Тогда в стране строили много, быстро и дешево. О качестве особо не думали. Наследство эпохи «Догнать и перегнать!» — хрущевки, и такие вот станции метрополитена.
Иван Сергеевич на наземной станции «Багратионовская» без крика, но с нажимом в голосе распекает ответственных сотрудников.
— Посмотрите, сколько строительного мусора за перроном? Стекла на входах так и не отмыты! Я когда вам говорил устранить? Пассажиры, люди видят ежедневно, какой здесь у вас бардак, а вы что? Дежурная вынуждена работать в помещении с протекающим потолком. Что, нельзя отремонтировать крышу?
Ответственные безответственно смотрят на стену, где висит ящик с таинственной надписью «Осторожно! Курбель!»
— Записывайте: пять дней на выполнение. Приеду и проверю лично.
Приедет ведь и проверит. В лучших традициях русской инженерной школы, где привыкли работать с учетом всех мелочей. Потому что в работе с техникой не бывает мелочей.
Такая работа
19.15 На «Багратионовской», как и на всех станциях столичной подземки, не протолкнуться — час пик.
Жители огромного города возвращаются после рабочего дня по домам.
— Наверное, пора и мне, — говорит Иван Сергеевич. — Поеду допраздную.
— Что?
— Вчера был день рождения у жены.
— И вы вот так: вместо праздничного застолья — в тоннели?
— Нет, полчаса мы посидели с женой и дочерью, потом пошел часок поспал перед ночной работой…
— Жена-то как к этому относится?
— Мы с Ниной Ивановной 40 лет вместе, троих детей вырастили. Нормально она ко всему относится, понимает, какая у меня работа.
СПРАВКА
Руководитель Московского метрополитена Иван Сергеевич Беседин родился 13 февраля 1954 года. В 1976 году окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Во время учебы командовал студенческим отрядом на БАМе. Кандидат технических наук.
Прошел путь от главного эксперта до первого заместителя министра путей сообщения РФ, руководил различными подразделениями в системе МПС и Всероссийским НИИ железнодорожного транспорта. Награжден орденом Дружбы. Женат, трое детей. С 7 февраля 2011 года — глава Московского метрополитена.
ФАКТЫ
Пассажиропоток растет
Среднесуточная пассажироперевозка Московского метрополитена в сентябре 2013 года составила 6,9 миллиона пассажиров. Всего за минувший месяц услугами подземки воспользовались 206,5 миллиона человек. Это на 0,9 процента больше, чем в сентябре 2012 года.
10 тысяч поездов
Ежедневно по 12 линиям Московского метрополитена общей протяженностью 312,9 километра со 188 станциями пропускается более 10 тысяч метросоставов.
20 минут в один конец
Среднестатистический пассажир Московского метрополитена проезжает в течение одной поездки 14,5 километра. Время одной поездки москвича под землей в среднем 20 минут.
Планы
В 2015–2020 годах планируется строительство и ввод в эксплуатацию более 60 станций и 150 километров путей, а также обновление парка подвижного состава.
ЦИФРА
7,5 миллиона пассажиров ежедневно перевозит столичное метро.
Подробнее: http://vmdaily.ru/news/2013/10/03/ivan-besedin-poezd-dolzhen-ostavatsya-na-relsah-216709.html