В столичном метро возят пассажиров 25 поездов "Москва". И разработчики из "Трансмашхолдинга" уже работают над усовершенствованной версией поезда с вагонами-трансформерами, креплениями для самокатов и системой оповещения о загруженности вагонов. Что еще будет в метро будущего, рассказал порталу Москва 24 коммерческий директор по развитию городского транспорта ЗАО "Трансмашхолдинг" Андрей Васильев.
Фото: портал Москва 24/Михаил Сипко
Вагоны-трансформеры с откидными сиденьями
– Разрабатывает ли "Трансмашхолдинг" вагоны метро, которые можно будет трансформировать для увеличения вместимости? Например, со складывающимися сиденьями?– Некоторые вагоны мы будем делать с возможным изменением геометрии, но не самого вагона, конечно, а конструкции сидений. В час пик, вполне возможно, будет предусмотрено увеличение количества стоячих мест за счет уменьшения сидячих. Мы постоянно над этим работаем вместе с департаментом транспорта Москвы, потому что наша общая задача – перевезти как можно большее количество людей как можно в более комфортных условиях.
В час пик будет предусмотрено увеличение количества стоячих мест за счет уменьшения сидячих
– А на какое количество пассажиров могут увеличиваться такие вагоны?– Я полагаю, что количество пассажиров за счет этого может увеличиться на 15−20%. Конечно, не все сиденья в вагоне будут складными, какое-то количество сидячих мест останется, потому что количество людей влияет на нагрузку самого подвижного состава. Это больший вес, это другие настройки устройств, которые занимаются амортизацией, тормозами, тягой, а также это целый набор других параметров.
Фото: портал Москва 24/Андрей Перечицкий
– Будут ли в вагонах так называемые полусидячие места, к которым можно будет прислониться?– Да, конечно. Мы планируем использовать подобную технологию. Скорее всего, сиденье в сложенном состоянии будет представлять собой некий элемент, к которому можно прислониться, чтобы было удобно ехать. Конечно же, мы все эти тренды рассматриваем и будем их, безусловно, исследовать.
– Получается, что это наработки по новым моделям вагонов метро, которые будут в дальнейшем ездить в столичном метрополитене?– Это лишь некоторые элементы трансформации пространства внутри поезда "Москва" следующих лет поставок. Мы над этим постоянно работаем. Естественно, эти наработки лягут в основу будущего поколения вагонов столичного метро.
Крепления для самокатов и места для инвалидов в метро
– Будут ли в вагонах какие-то приспособления для людей, которые перевозят самокаты, гироскутеры и подобные средства передвижения?– Мы планируем создание в некоторых вагонах универсального пространства, где вообще не будет никаких сидений: там будет можно расположиться с крупногабаритным багажом либо с какими-то разрешенными к перевозке в метрополитене техническими средствами. Также мы пробуем различные варианты универсального крепления для них, но вещей, которые люди возят в метро, так много, что придумать что-то, что удовлетворяло бы всех, чрезвычайно тяжело.
Фото: портал Москва 24/Михаил Сипко
– Планирует ли “Трансмашхолдинг” создавать отдельные вагоны, например, для маломобильных групп граждан?– Делать отдельные вагоны для маломобильных граждан мы считаем нецелесообразным по целому ряду причин. Прежде чем человек на инвалидной коляске попадает в поезд, он должен преодолеть и вход в метрополитен, и каким-то образом спуститься на платформу, и здесь его ожидает достаточно большое количество препятствий. Я знаю, что московский метрополитен достаточно активно над этим работает, и мы как ответственные за подвижной состав тоже не отстаем. На сегодняшний день у нас организована зона для маломобильных пассажиров в головных вагонах, рядом с машинистом. Есть сотрудник метрополитена, который всегда поможет.
Чисто с технической и технологической точки зрения мы можем сделать любой вагон, это не очень сложно. Но здесь скорее нужно воспринимать метрополитен как систему, где поезд – лишь элемент этой системы. Соответственно, если у нас будет большое количество маломобильных пассажиров, мы с этой задачей вместе с метрополитеном справимся. С точки зрения подвижного состава она решается проще всего.
– В том числе это относится, кстати, к молодым мамам, которые едут с колясками.
Наша задача – безопасно в первую очередь, а вот во вторую очередь комфортно перевезти пассажиров
– Разумеется. Как раз те места, которые мы собираемся делать без сидений, например, для крупногабаритного багажа, самокатов, гироскутеров. Это же касается и колясок. Конечно же, мы постоянно думаем об этом, и наша задача – безопасно в первую очередь, а вот во вторую очередь комфортно перевезти пассажиров.
Автоматический подсчет пассажиров в вагонах
Фото: портал Москва 24/Михаил Сипко
– Выступая на Форуме пассажирского транспорта, который проходил в середине октября в Санкт-Петербурге, вы говорили, что при создании новых моделей вагонов метро будете применять системы информирования о загруженности поездов, видеонаблюдения и распознавания лиц. На каком сейчас этапе эти разработки?– Всего у нас в постоянной разработке находится более сотни различного рода инноваций в той или иной степени проработанности и новизны. Конечно же, один из мировых трендов – это подсчет пассажиров как косвенно по нагрузке на системы поезда, так и подсчет входящих и выходящих пассажиров для информации о точном количестве людей в вагоне. Эту информацию можно использовать разными способами.
Во-первых, ее можно использовать для информирования пассажиров. Как вы знаете, метропоезд "Москва" имеет сквозной проход, и можно свободно переходить из одной части поезда в другую, поэтому мы можем рекомендовать пассажирам пройти в более свободный вагон. Также мы пытаемся разработать систему, где эта информация будет передаваться на станцию прибытия поезда, для того чтобы там каким-то образом распределить людей в менее загруженные вагоны.
Продумываем возможность передачи информации о загруженности вагонов поезда на электронные устройства, которые есть у пассажиров
– То есть на самих станциях пассажирам будет видно, в каких вагонах больше всего свободного пространства?– В каком это будет виде, пока еще сложно сказать. Мы рассматриваем различные варианты. Например, это подсветка зеленым, желтым или красным цветом самой платформы, подсветка стенки напротив платформы или какие-то боковые экраны на самом вагоне. В том числе продумываем возможность передачи информации о загруженности вагонов поезда на электронные устройства, которые есть у пассажиров. Скорее всего, будет использовано сразу несколько вариантов информирования.
Ультрафиолетовое облучение воздуха в подземке
Фото: портал Москва 24
– Расскажите про системы кондиционирования и очистки воздуха в поездах "Москва". Помогают ли они в периоды эпидемий гриппа?– В настоящее время кондиционеры в вагонах оснащены достаточно серьезной системой фильтрации. Кроме того, все современные поезда, которые мы выпускаем, и для Москвы в частности, оборудованы обеззараживателями воздуха. Тот воздух, который прошел через кондиционер и через фильтры, дополнительно обрабатывается жестким облучением ультрафиолетовой лампы, наподобие тех, что стоят в хирургических кабинетах. Почти все микробы в результате погибают.
Поезда на автопилоте
– В метро уже тестировали систему автоведения, благодаря которой поезд ехал сам, без участия машиниста. Когда автопилот можно будет применять на постоянной основе?– Мы совместно с правительством Москвы ставим перед собой задачу рано или поздно перейти на автоматическое управление движением вагонов метро. Я не могу сказать, что это будет завтра, хотя технологии на сегодняшний день уже позволяют это сделать. Но повторюсь, надо воспринимать метрополитен как целую систему.
Пока сложно сказать, что в существующий метрополитен можно поставить поезд, оснащенный системой автоведения, и он спокойно сможет передвигаться без машиниста, потому что такая система включает в себя огромное количество элементов, большая часть из которых находится не на самом подвижном составе, а в тоннелях, на станциях, в ситуационных центрах.
Москва как город, который следует мировым тенденциям и находится на острие этих тенденций, рано или поздно будет обладать автоматическим метрополитеном. Назвать сейчас конкретную дату я не смогу, но мы активно работаем над этим вместе с метрополитеном, проводим тесты, смотрим различные системы. Поезда без машинистов – это будущее.
Трамваи "Витязь-М" будут обновлять
Фото: ТАСС/Стоян Васев
– Не так давно вы поставили городу новые трамваи "Витязь-М", которые уже ходят по Москве. Поступили ли какие-то предложения по их улучшению?
Более сотни инноваций, над которыми мы сейчас работаем, касаются всего транспорта, которым мы занимаемся, и, конечно же, трамваев в том числе
– Совершенству нет предела, поэтому, как только вы видите какую-то новую технику на улицах Москвы, будьте уверены, что производитель подвижного состава уже работает над новой версией. "Витязь-М" − отличный трамвай, у него низкий пол, он почти не шумит, но уже сегодня мы работаем над внедрением в его конструкцию целого ряда новых решений. Как я говорил, более сотни инноваций, над которыми мы сейчас работаем, касаются всего транспорта, которым мы занимаемся, и, конечно же, трамваев в том числе.
–То есть то, что вы говорили по поводу усовершенствования вагонов метро в плане информации о загруженности, возможно и на трамвай перенести? – Да, конечно. Загруженность – это один из элементов. Также есть и масса различного рода других инноваций. Конечно же, трамвай будет меняться и меняться в лучшую сторону.
Федотов Анатолий
Подробнее https://www.m24.ru/articles/%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82/09112017/151474