Текущие
Гоголя не пустили в метро10.08.2017
Яков Лысенко09.08.2017, 17:21
 
Артем Коротаев/ТАСС

21 августа завершится голосование пассажиров московского метро на тему возможного переименования станции «Арбатская» Филевской линии в «Гоголевскую». Как выяснила «Газета.Ru», смена названия одной станции может обойтись в десятки миллионов рублей. Впрочем, в ближайшее время переименовывать станцию столичная подземка не собирается. В Мосгордуме же признали, что названия-дубли приносят пассажирам неудобства, и отметили, что Гоголь действительно достоин «именной станции».

Бульвар есть, а станции нет

На портале Wi-Fi.ru было запущено голосование на тему отношения пассажиров к возможному переименованию станции «Арбатская» Филевской линии в «Гоголевскую». Инициаторы опроса подчеркнули, что в окрестностях «Арбатской» расположены исторические и культурные объекты, связанные с именем писателя. В их числе — Гоголевский бульвар, памятник литератору, мемориальный музей, а также научная библиотека «Дом Н.В. Гоголя».

По словам москвоведа Павла Гнилорыбова, некоторые станции метрополитена уже носят имена русских писателей: есть «Чеховская», «Достоевская», «Пушкинская», а «Гоголевской» все еще нет. Он также подчеркнул, что из-за небольшого пассажиропотока на «Арбатской» Филевской линии переименование пройдет безболезненно.

Источник «Газеты.Ru» в транспортном комплексе Москвы сообщил, что голосование по переименованию было запущено в рамках рекламной кампании к фильму, посвященному писателю.

Никаких изменений названия станции, по данным источников, не планируется, и обсуждений на правительственном уровне пока нет.

«Наименованием и переименованием станций занимается специальная комиссия. Московский метрополитен не может на это повлиять. Данным вопросом занимаются власти: соответственно, все подобные предложения в любом случае проходят через правительство Москвы. Например, вопрос о переименовании «Войковской» выводили на «Активном гражданине»: в итоге станции оставили историческое название», — рассказали в пресс-службе подземки. Там также уточнили, что если комиссия в мэрии примет соответствующее решение, то метрополитен его выполнит.

Тем не менее в Мосгордуме, которая имеет право инициировать переименование топонимов или предлагать им новые названия, историей с «Арбатско-Гоголевской» заинтересовались. В частности, председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов заявил, что готов прислушаться к мнению большинства и продолжить дальнейшее обсуждение. «Я считаю, что и люди привыкли, и адресность существует, но учитывая, что их (станций. — «Газета.Ru») получилось две, — вот это как раз предмет для общественного обсуждения.

Почему бы нет. Гоголь — один из любимых моих писателей. Чуть ли не каждый день проезжаю мимо его памятника, который, по-моему, очень удачно стоит»,

— рассказал депутат.

 

«Арбатские» ставят туристов в ступор

Помимо желания увековечить память великого писателя потребность в переименовании возникла также из-за неудобства в навигации между двумя одноименными станциями, отмечают эксперты.

«Ситуация двойственна. С одной стороны, дублирование «Арбатских» и «Смоленских» неудобно. В то время как на пересадочных узлах повтор в названиях станций вполне объясним. Однако речь идет о параллельных линиях, и отрезок сине-голубой ветки с дублированными названиями — самое сложное по логистике место для гостей Москвы. С другой стороны, обе «Арбатские» создавались как «Арбатские»: это историческое название», — рассказал «Газете.Ru» координатор общественного движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин.

С исторической точки зрения переименовывать следует «Арбатскую» не на Филевской, а на Арбатско-Покровской линии, поскольку «голубая» станция была запущена первой, говорит заместитель руководителя экспертного центра Probok.net Александр Чекмарев. «Исходя из исторической ценности, ничего принципиально страшного в нахождении двух разных станций с одинаковым названием нет: они ведь находятся примерно в одном месте», — пояснил он «Газете.Ru».

По подсчетам экспертов, переименование одной станции метрополитена может обойтись в десятки миллионов рублей. «Отмечу, что это необязательно одноразовые затраты, так как смена названия может происходить постепенно.

Частично затраты можно уменьшить из-за параллельно проходящей плановой замены схем и инфраструктуры»,

— сообщил «Газете.Ru» председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков. При этом если речь идет об исторических станциях, то существенные суммы будут затрачены на изготовление букв на стенах, которые должны быть выполнены в той же стилистике и из того же материала.

Специалисты уверены, что технический процесс смены названия станции несложен и давно отработан. «Конечно же, станция «Арбатская» Филевской линии является памятником архитектуры, поскольку она была запущена в рамках первой очереди метро, — отмечает Чекмарев. — Однако смена названия на путевой стене не сильно повлияет на архитектурный облик станции. Смена указателей или схем подземки — тоже не проблема, так как их постоянно меняют в рамках продления линий, открытия новых пересадочных узлов, а карты вообще обновляют два-три раза в год. Не возникнет сложностей и с записью голосовых объявлений в вагонах. Конечно, будет определенный период, когда люди будут привыкать к новоиспеченным названиям».

По мнению Чекмарева, легче переименовывать станции комплексно, а не по одной. «Нужно брать список всех станций и проверять каждую на соответствие топонимике, причем обращать внимание не только на существующие станции, но и на те, что появятся в скором времени.

С этой точки зрения готовящаяся к открытию в 2017 году станция «Ховрино» находится не там, где одноименная железнодорожная станция. Та же ситуация и со строящейся станцией «Очаково», которая будет расположена на окраине относительно района с таким же названием», — рассказал эксперт. Из уже построенных станций можно привести в пример станцию «Алтуфьево», которая находится в районе Бибирево, а, соответственно, станция «Бибирево» — в центре Алтуфьевского района.Решение о переименовании станции принимает специальная комиссия по топонимике при мэрии Москвы. Перед этим решением оценивается целесообразность переименования. Например, близость одноименных топонимов на поверхности, как произошло со станцией «Братеево», которую еще на стадии строительства переименовали в «Алма-Атинскую». Несмотря на то что сам район называется Братеево, ближе всего к открытой в 2012 году станции оказалась Алма-Атинская улица. Кроме того, сыграл свою роль и политический аспект: в знак международного сотрудничества в метрополитене Алма-Ата весной 2015 года открыла станцию «Москва».

«Измайловский парк» переименовали по-партизански

Отметим, что даже без «Арбатской» — «Гоголевской» новейшая история столичной подземки имеет немало примеров переименования станций. В начале 90-х годов прошлого века, например, были убраны многие советские названия. «На рубеже 80–90-х годов были возвращены названия нескольким станциям метрополитена: так,

«Лермонтовская» стала «Красными Воротами». При этом имя Михаила Лермонтова никому не мешало: это был процесс возвращения станциям их первоначальных названий, имеющих историческую ценность», — пояснил Рустам Рахматуллин.

После первой волны переименования в связи с распадом СССР станции метро переименовывались не так кучно. Так, в 2005 году к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне станция «Измайловский парк» Арбатско-Покровской линии превратилась в «Партизанскую». По официальным данным, инициаторами стали ветераны, живущие в районе. Да и оформление станции больше подходило «военному», а не «парковому» названию. Несмотря на протесты местных жителей, которые жаловались на путаницу, станция все же получила новое имя.

В июне 2008 года правительство Москвы решило сменить названия сразу двум станциям столичного метрополитена. Так, станция «Битцевский парк» стала «Новоясеневской» (потому что одноименный проспект находится ближе к станции, чем парк), а «Деловой центр» — «Выставочной». Старые названия решили присвоить двум новым станциям метро, строительство которых на тот момент еще продолжалось. Обновленная звуковая информация в вагонах метро, замена станционных указателей и схем подвижного состава завершилась лишь к 1 июня 2009 года.

Последней сменившей название станцией оказалась «Улица Подбельского», которая в июле 2014-го стала называться «Бульваром Рокоссовского». Новое название станция получила в рамках мероприятий по подготовке к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Один из элементов программы был посвящен увековечиванию памяти героев войны, которые защищали Москву. В данном случае станцию переименовали в честь выдающегося полководца Константина Рокоссовского.

Также нельзя не вспомнить многолетнюю дискуссию о переименовании станции метро «Войковская». Напомним, что станция носит имя революционера Петра Войкова, который считается одним из организаторов убийства семьи Николая II. Сторонники смены исторического названия хотели полностью избавить ее от «политической нагрузки». Они назвали деяния Войкова преступными и требовали переименовать станцию. Их поддержал в конце марта 2016 года и патриарх Кирилл, который заявил о недопустимости сохранения в топонимике имени Войкова.

Партия КПРФ в свою очередь назвала идею смены названия бесполезной и дорогой, подчеркнув, что необходимо помнить о прошлом и поддерживать здоровую атмосферу гордости за дела предков. Представители КПРФ также опасались, что переименование «Войковской» может повлечь за собой череду новых изменений, которые могут коснуться имени Ленина.

«Войковскую» предлагали переименовать в честь Эльдара Рязанова, Нельсона Манделы, маршала Василевского или присвоить ей наименование «Балтийская».

Общественные разногласия побудили властей к запуску 2 ноября 2015 года электронного референдума на платформе «Активный гражданин». Москвичей спросили, нужно ли переименовывать «Войковскую», одноименную железнодорожную станцию и весь транспортно-пересадочный узел. Против реформ выступили 53% опрошенных, поэтому историческое название решено было оставить.

https://www.gazeta.ru/social/2017/08/09/10825274.shtml

Назад к списку