Текущие
Контроль за страховыми выплатами пассажирам метро будет возложен на Минтранс11.07.2017

Поправки к законопроекту об обязательном страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами, подготовленные ко второму чтению, предусматривают дополнительные регламенты осуществления страховых выплат пассажирам метро.

Законопроект, текстом которого располагает "Интерфакс", планируется вынести на рассмотрение комитета по финансовому рынку на заседании во вторник. В частности, законопроект предполагает возложить на Минтранс обязанность по разработке целого ряда документов, необходимых для получения компенсации.

В том числе Минтранс должен будет разработать "документ о произошедшем событии на метрополитене и его обстоятельствах". Кроме того, потребуется утвердить форму и порядок заполнения письменного заявления выгодоприобретателя и документа о происшедшем событии на метрополитене. Такой документ пострадавшим будут предоставлять юридические лица - метрополитены в РФ. Он необходим выгодоприобретателям для получения компенсации за ущерб жизни и здоровью, а также их имуществу.

Как сообщалось ранее, закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами на всех видах транспорта, действующий с 2013 года, предусматривает особый режим возмещения для метрополитена как вида внеуличного транспорта. Метрополитены не заключают договоры страхования ответственности, однако по закону наравне со страховщиками они обязаны осуществлять подобные выплаты в рамках лимитов, установленных законом.

Правоприменительная практика последних лет выявила недостаток нормативной базы и порядка организации такого рода выплат метрополитенами, что вызвало затруднения у пассажиров в ряде случаев при получении выплат по возмещению ущерба, возникшего в результате инцидентов в метро.

Согласно предложенным поправкам, также, как и страховщики, метрополитен должен будет подвергаться финансовым санкциям за просрочку выплаты или за отсутствие мотивированного отказа в такой выплате. В частности, "юридическое лицо за каждый день просрочки уплачивает выгодоприобретателю неустойку - "пеню" в размере 1% от несовременно выплаченной суммы компенсации.

За нарушение сроков направления выгодоприобретателю мотивированного отказа в выплате компенсации за каждый день просрочки, как и страховщики, метрополитен будет уплачивать 0,05% размера страховой суммы по виду причиненного вреда. При этом, согласно поправкам, общий размер неустойки, подлежащий выплате, не может превышать размера причитающейся компенсации.

Как пояснила "Интерфаксу" вице-президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО), вице-президент Всероссийского союза страховщиков Светлана Гусар, "поправки к закону о страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами готовились депутатами и правительством по итогам анализа правоприменительной практики, многие из них носят технический характер".

С.Гусар напомнила, что на НССО возложены полномочия по организации контроля за исполнением этого закона.

Комментируя новые полномочия Минтранса РФ, она отметила, что страховое сообщество ранее предлагало включить метрополитены РФ в перечень перевозчиков, обязанных заключать договоры страхования ответственности.

"По нашим расчетам, например, для Московского метрополитена годовая стоимость страхового полиса оказалась бы сопоставима с объемом выручки касс метро в течение одного часа", - сказал С.Гусар.

Она пояснила, что законодателей беспокоило отсутствие регламентов, по которым метрополитены должны осуществлять выплаты пассажирам при наступлении страховых событий.

"У метрополитенов нет возможности по аналогии со страховой компанией организовать процесс урегулирования убытков, нет методологии выплат и опыта их оформления, нет обученных людей и соответствующих подразделений. Применяемые к страховщикам указания по выплатам Банка России не распространяются на деятельность неподконтрольных регулятору метрополитенов", - отметила вице-президент НССО.

Она добавила, что Минтранс готовит распоряжение, согласно которому порядок выплат, связанных с ущербом в метро, будет контролировать само ведомство. В перспективе появится утвержденная Минтрансом методика выплат по таблицам (аналогичный порядок применяется страховщиками), будет определен порядок возмещения ущерба. По закону, лимит выплат по защите пассажиров за ущерб жизни и здоровью установлен в пределах 2 млн рублей, расходы по погребение определены в размере 25 тыс. рублей. Имущественные выплаты производятся в пределах 23 тыс. рублей.

Еще одним существенным изменением в поправках к закону об обязательном страховании ответственности перевозчиков следует считать уточнение статей, освобождающих страховщиков и перевозчиков от выплат по рискам терроризма.

Комментируя это решение законодателей, С.Гусар сказала, что в течение прошлого периода применения закона были случаи таких выплат страховщиками.

"Вместе с тем международная практика и целый ряд российских законов рассматривают такого рода события как исключение из договоров страхования. Кроме того, в российском законодательстве есть нормы, регулирующие порядок такого рода компенсаций. Согласно общепринятым нормам, риски терроризма, диверсий, народных волнений находятся в сфере компетенции государства", - сказала С.гусар.

Поправки к закону о страховании ответственности перевозчиков предусматривают срок введения изменений через 180 дней после принятия соответствующего законопроекта.

http://www.finmarket.ru/insurance/?nt=0&id=4565896

Назад к списку