Текущие
В московском метро откроется портал в будущее16.09.2013

В минувшие выходные на территории Экспериментального кольца ОАО "ВНИИЖТ" в Щербинке завершился IV Международный железнодорожный салон техники и технологий "ЭКСПО 1520".

Число 1520 означает ширину железнодорожной колеи в 1520 или 1524 мм, используемой в России, а также в СНГ и в некоторых зарубежных странах, таких как Финляндия и Монголия.

На сегодняшний день "пространство 1520" является вторым по общей протяженности, уступая только североамериканской железнодорожной сети.

Традиционно на "ЭКСПО 1520" было представлено значительное количество новинок в части локомотивов, вагонов, специальной железнодорожной техники и технологического оборудования, произведенных российскими и зарубежными компаниями.

Одной из наиболее ярких частей выставочной программы стала динамическая экспозиция, где в движении были представлены практически все виды железнодорожной техники, когда-либо передвигавшейся по "пространству 1520".

Выход экспонатов осуществлялся в строгой исторической последовательности, начиная с паровозов дореволюционной серии "Ов" и заканчивая самыми современными локомотивами и новинкой от РЖД – двухэтажными вагонами.

"Паровозная" часть динамической экспозиции вызвала особый ажиотаж у посетителей и гостей выставки. В мире по сей день существуют тысячи любителей этого вида железнодорожной техники, знающие о ней все от А до Я.

Необходимо отдать должное организаторам выставки, которые смогли собрать единичные действующие экземпляры паровозов практически всех основных серий. Это и легендарная "Овечка" (серия "Ов"), созданная на границе XIX – XX вв., и более мощные и современные "Э", "Л", "С", "П" и др.

Глядя на эти железные легенды, в клубах дыма и пара резво пробегающие по испытательному кольцу щербинского ВНИИЖТ, хочется снять шляпу перед их создателями. Плоды творения их рук и ума колесили по просторам страны добрые семь десятков лет, перевезя миллионы тонн груза и несметное количество пассажиров.

Следующей частью динамической демонстрации стал выезд следующего поколения локомотивов – тепловозов и электровозов, по сей день остающихся главной движущей силой на железных дорогах страны. Электровозы "Вл-22" и "Вл-23", "Чс-2", а также тепловоз "Тэ-3", вставшие на рельсы в 50-е – 60-е годы, верой и правдой служили людям до самого конца прошлого века.

Завершающей частью динамического этапа стал выезд самых современных локомотивов, включая электровоз 2ЭС10 "Гранит" и уникальный образец железнодорожной техники – российский газотурбовоз "Гт-1h".

Весьма неоднозначное ощущение после прохода тяжелых локомотивов вызвала демонстрация автомобилей и экскаваторов, оборудованных приспособлениями для движения по железнодорожной колее. Подобные эксперименты с обычными дорожными машинами были весьма популярны в начале прошлого века, однако ни к чему серьезному тогда не привели. Зачем реанимировать этот опыт понадобилось современным инженерам, не известно.

Теперь самое время рассказать о представленных на "ЭКСПО 1520" новинках. Сразу необходимо оговориться, что понятие новинки в железнодорожной технике существенно отличается от аналогичного понятия, например, в мире автомобилей. Новые образцы здесь могут разрабатываться годами, после чего еще модернизироваться на протяжении всего срока эксплуатации, измеряемого десятилетиями.

К числу таковых можно отнести магистральный грузовой электровоз переменного тока пятого поколения 2ЭС5, разрабатываемый совместно Трансмашхолдингом и французской компанией Alstom для РЖД, а также уже отмеченный ранее 2ЭС10 "Гранит".

Настоящим феноменом в мире железнодорожной техники можно считать газотурбовоз "Гт-1h". Эта огромная машина способна развивать невиданную мощность в 11 тыс. лошадиных сил, что позволяет ей вести составы массой до 15 тыс. тонн. Аналогов ей в России, а возможно и в мире сегодня не существует. Работа над созданием газотурбовоза началась в 2006 г., а в 2008-м в рамках международной транспортной выставки "Иннотранс-2008", проходившей в Берлине, состоялась его первая мировая презентация.

Надо заметить, это не первая попытка использования газотурбинного двигателя на железнодорожном транспорте. Первый действующий газотурбовоз был разработан в СССР в 60-е годы и даже построен в единичном экземпляре. Основным его преимуществом стала высокая мощность, превосходящая мощность тепловозов аналогичных габаритов. Однако первый газотурбовоз имел и ряд серьезных недостатков, а именно – высокий расход топлива, неспособность работать на низких нагрузках и высокий уровень шума, создаваемого работающей турбиной. Все это и послужило причиной отнесения газотурбовозов к тупиковой ветви развития железнодорожной техники.

Однако, похоже, вердикт полувековой давности может быть пересмотрен. "Гт-1h" существенно отличается от своего предшественника. Он работает на сравнительно недорогом сжиженном природном газе (СПГ), которого может взять на борт около 20 т, что позволяет ему преодолевать без дозаправки дистанцию более чем в 700 километров. Для работы без нагрузки он оснащен дополнительным двигателем небольшой мощности. Единственное, что современным инженерам не удалось компенсировать до конца (по крайней мере, по мнению корреспондентов "Yтра", наблюдавших за проездом газотурбовоза по экспериментальному кольцу), – это высокий уровень производимого им шума. Звук проходящего рядом газотурбовоза напоминает звук, издаваемый взлетающим самолетом, что не удивительно, учитывая использование в обоих случаях газовых турбин.

Между тем сегодня, по мнению экспертов, судьба нового вида локомотива, скорее всего, будет куда более благоприятной. Выдаваемая им огромная мощность, возможность работы на дешевом и экологичном газе и отсутствие необходимости в электрической контактной сети делают его экономически выгодным, особенно на трудных дорожных участках Сибири и Дальнего Востока.

Стоит отметить, что локомотивы, использующие в качестве горючего не дизельное топливо, а СПГ, представляли значительную часть экспозиции выставки. Это, в свою очередь, позволяет говорить о зарождении нового экологического тренда в части создания и эксплуатации железнодорожной техники.

Наиболее близкой подавляющему числу посетителей "ЭКСПО 1520" новинкой можно назвать перспективный поезд метро "Инспиро" от немецкой компании Siemens. По сравнению с нынешним подвижным составом его вполне можно считать порталом в будущее, который может открыться в московском метро. Модель поезда в натуральную величину была представлена в отдельном, специально построенном для нее павильоне. Дизайн вагонов коренным образом отличается от всего, что ездит сегодня в столичной подземке. Внутреннее пространство поезда поражает простором и какой-то необычайной легкостью и элегантностью, при том что он имеет те же общие габариты, что и ныне работающие составы. Одним словом, эти вагоны вполне могут пробудить интерес к передвижению на метро даже у тех, кто годами не вылезает из-за руля собственного автомобиля.

Мы рассказали лишь о нескольких наиболее выдающихся экспонатах "ЭКСПО 1520", которыми далеко не исчерпывается общее количество представленных на выставке интересных образцов железнодорожной техники. Это и мощный тепловоз из Казахстана "Тэ-33А", и собранный там же современный грузовой электровоз переменного тока "KZ8A", дизель-поезд FLIRT, электропоезд "Ласточка" и многое другое.

Редакция "Yтра" выражает благодарность организаторам железнодорожного форума – компании "Бизнес-Диалог".

Смотреть фотогалерею. Всего фото: 35

Назад к списку