Даже в лихие девяностые никому в голову не пришло сделать весь общественный транспорт частным. Тяжелые времена пережили, вздохнули с облегчением, и тут петербуржцы спохватились, а почему бы не акционировать подземку? В пользу своей версии привели несколько положительных моментов.
- От этого темпы строительства станций возрастут, и тогда за счет частных денег будет возможно возвести еще и второе метро за пять - десять лет, - уверяет автор идеи Ринат Бичурин. - Городской бюджет явно не справляется. А разгосударствление и акционирование будет выходом из тупиковой ситуации.
Одним из главных источников дохода, по мнению активистов, должны стать торгово-развлекательные комплексы, которые строят над вестибюлями. Сегодня вся прибыль от их работы идет частному бизнесу мимо метрополитена и бюджета города. Если деньги сами будут идти в карман, то скоро можно будет снизить стоимость проезда до пятнадцати - восемнадцати рублей. Да и вообще петербургский метрополитен в виде акционерного общества со стопроцентным контролем города может стать фишкой российского фондового рынка.
Активистам будто вторил и губернатор Георгий Полтавченко на своем отчете перед депутатами ЗакСа.
- Есть идея отдавать частному бизнесу вестибюли новых станций метро на взаимовыгодных, разумеется, условиях, - рассуждал градоначальник. - Также есть проект привлечения длинных денег на строительство метро с рассрочкой. Инвестор возводит объект, а в последующие 25-30 лет город возвращает ему эти деньги. Есть и вариант участия частного капитала в эксплуатации метро, как в Гонконге. Но в этом случае придется внести изменения в действующее законодательство, построить необходимое количество депо для каждой линии.
В самом метрополитене считают, что вариант выкупа или создания одной частной ветки просто нереален. Ведь подземный транспорт - это целый мир, плотное взаимодействие работников, и делить его сложно. Да и как быть пассажирам - покупать жетон только на одну линию? А на переходе оплачивать другую?
Акционировать метро полностью и вовсе посчитали утопией.
- У кого хватит денег выкупить такой объект? Это нереально! - категоричны в метрополитене. - Но обсуждения частных вложений действительно ведутся.
Возможно, город, метро и инвесторы придут к общему решению.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Профессор факультета экономики, научный руководитель центра исследований модернизации Европейского университета Дмитрий ТРАВИН:
- Если сделать из метро акционерное общество с привлечением инвестиций, то станции будут строиться быстрее. Но придется поднять плату за проезд. Элементарная экономика: чтобы сделать вложения привлекательными, надо дать людям заработать, получить прибыль. Городская власть на такое вряд ли пойдет, ведь за повышение тарифов спросят с администрации. Так что вероятность акционирования метро очень небольшая.
Как вариант, чтобы привлечь капитал, можно сделать зонирование подземки. Например, на дальние станции билет стоит дороже. Такая система работает во многих европейских городах.
А В ЭТО ВРЕМЯ
«Рыбацкое» отремонтируют за одиннадцать месяцев
На конечной станции «зеленой» ветки скоро начнутся плановые работы. Уже с 7 июля строители придут в вестибюль «Рыбацкого». Здесь необходимо заменить ливневую канализацию. Ремонт собираются завершить к 18 мая 2015 года.
- К счастью для пассажиров, закрывать станцию не планируется, - сообщили в пресс-службе петербургского метрополитена.
Пока руководство подземки лишь объявило конкурс. Максимальная цена контракта - 8,7 миллиона рублей. Итоги подведут 27 мая.
http://spb.kp.ru/daily/26225/3108314/