Текущие
Голос подземной столицы звучит без «металла»15.01.2014

Александр Хохлов

Его голос ежедневно слышат все пассажиры Московского метрополитена. Корреспонденты «Вечерней Москвы» смогли увидеть диктора столичной подземки Алексея Россошанского воочию.

Знакомые с детства фразы «Стойте справа, проходите слева» и «Осторожно! Двери закрываются!» так прочно вошли в повседневную жизнь, что в суете и спешке вечного столичного часа пик редко кто обращает на них внимание.

Попал в частотную развилку

— Я тоже не вслушивался, пока в 2004-м мне не предложили озвучивать служебную информацию в метро, — говорит Алексей Россошанский.

Он — не только профессиональный диктор. Алексей — артист. Мы встретились с ним за час до начала мюзикла «Чикаго» на сцене Московского дома молодежи, где он играет Эймоса Харта — незадачливого мужа главной героини.

Еженедельно у Россошанского — восемь спектаклей.

Когда успевает заниматься еще и озвучкой для метро? — Обычно запись для метрополитена — это один-два раза в неделю, — рассказывает он. — В метро постоянно происходят изменения. Какие-то переходы закрываются на ремонт, вводятся в эксплуатацию новые станции, изменяются способы оплаты проезда. Все эти объявления я и озвучиваю.

По образованию, полученному в музучилище, Россошанский — дирижер оркестра русских народных инструментов, затем он окончил факультет музыкального театра в ГИТИСе. Играл в мюзиклах «Норд-Ост», «Свадьба соек», «Двенадцать стульев». Семь лет работал телеведущим.

Алексей вел прямые эфиры на телеканале Центрального округа столицы, был ведущим программ «Культурный понедельник» и «Говорим порусски».

В какой-то момент параллельно с театром начал заниматься озвучанием: закадр, дубляж. Понравилось, пошло.

Кроме того, Алексей записал около 60 аудиокниг. Среди них «Завтра была война» и «А зори здесь тихие» Бориса Васильева.

— Хорошо лег мой голос на прозу Василия Аксенова, — считает Россошанский. — С удовольствием озвучил его «Апельсины из Марокко» и «Звездный билет». Это была работа для души.

А для заработка он записывал рекламу, аудиоэкскурсии, озвучивал учебные фильмы. Недавно стал голосом радиостанции «Финам FM». Его запись в 2004 году попала в редакцию радиопрограммы «Риома», которая занимается озвучанием служебной информации для столичного метрополитена. Пригласили встретиться.

— Я сильно удивился: чем поразил их мой голос? — улыбается Алексей Россошанский. — Но все оказалось прозаичнее. В метро специфический звуковой фон. Шумы скрадывают очень низкие и очень высокие частоты.

А мой баритон идеально лег в «развилку».

Так Алексей попал в хорошую компанию официальных голосов метрополитена, и теперь вместе с Юлией Романовой-Кутьиной и Сергеем Куликовских каждый день доносит миллионам москвичей массу полезной информации.

Чертеж интонации

Россошанский спокойно относится к тому, что кто-то из москвичей, вероятно, устает слышать одни и те же объявления в метро. Нельзя забывать, считает он, что ежедневно в столицу приезжает множество людей из других городов. Кто-то из них спускается в подземку впервые. Таким действительно важно узнать, что детей на эскалаторе надо держать за руку, а багаж нельзя ставить на поручни эскалатора.

— Когда начал записывать тексты для метро, то пытался профессионально оценивать свою работу каждый раз, когда спускался под землю, — рассказывает Алексей. — «Читается» ли сообщение тембрально? Все ли гласные и согласные слышны? Правильно ли выстроен интонационный рисунок? Когда понял, что все в порядке, начал искать интересные интонационные ходы.

Время сейчас быстрое, жесткое. Но суетиться и включать «железо» не хочу, не мое. Ищу свое — энергичное, четкое, в духе современного радио.

Перед тем как зачитать текст, расставляю для себя паузы, короткие и длинные цезуры, черчу интонацию.

За без малого десять лет озвучки текстов для Московского метрополитена Россошанский перестал относиться к этому как просто к работе.

— Это стало для меня своего рода социальной миссией, — без пафоса говорит он. — У Москвы много голосов, мой голос — всего один из них, но его слышат многие. И я хочу донести до людей даже в служебных текстах человеческую интонацию.

— Привилегий и льгот из-за того, что я «голос метро», у меня нет, — рассказывает Алексей Россошанский. — И льготного проездного нет, ведь я не состою в штате Московского метрополитена.

Дочь тихо гордится

Десять лет назад первыми узнали о работе Алексея диктором в метро родители. Любимые песни мамы Алексей Россошанский пел своим дочерям, 14-летней Яне и 4-летней Ульяне как колыбельные. Уля еще маленькая, а Яна хоть и не хвастается подругам, но тихо гордится тем, что голос ее папы знаком миллионам людей.

— А сам я не хочу, чтобы меня запомнили только как диктора метро, — говорит Россошанский. — Мое актерское честолюбие толкает меня на поиски в разных сферах. Но пока я не нашел своего театра.

Сообщения в Московском метрополитене — это особая субкультура, неотъемлемый элемент жизни громадного мегаполиса, настолько же обыденный для жителей, насколько непривычный для приезжих. Они стоят того, чтобы вслушаться в них, проникнуться их интонацией.

Возможно, сейчас вы услышите в ней торжествующие и радостные ноты: жена Алексея Елена 13 января родила сына.

ФАКТЫ

При движении к центру Москвы объявления станций в метрополитене произносятся мужским голосом, а при движении от центра из динамиков звучит женский голос. Сделано это для удобства ориентирования слепых и слабовидящих людей, но, как установили психологи, на уровне подсознания действует на всех пассажиров. Мужской голос ассоциируется с «начальником», зовущим на работу. Женский — с «женой» или «матерью», ждущими дома.

По мнению ряда дикторов, также занимавшихся озвучкой в метро, труднее всего было как можно быстрее предупредить пассажиров о том, что со станции метро «Комсомольская» есть выходы к Ленинградскому, Ярославскому и Казанскому вокзалам, а также четко выговорить название станции «Марксистская».

На пересадочных станциях пассажиров Московского метрополитена всегда предупреждают не забывать свои вещи. Исключение составляет лишь Кольцевая линия. На ней все станции являются пересадочными, и призыв повторяют только на каждой второй остановке. Если его произносят на какой-либо станции при движении поезда по часовой стрелке, то во встречном поезде этого сообщения не будет, и наоборот.

Формулировки звучащих в метро технических объявлений — дело очень серьезное. Дикторы не вправе их менять. Например, предупреждение о закрывающихся дверях появилось в метро не случайно. Объявлению такой меры предосторожности предшествовал смертельный случай.

В первые годы работы метрополитена всю необходимую пассажирам информацию объявляли машинисты метропоездов. Старожилы помнят, что вместо привычной теперь фразы «Осторожно! Двери закрываются!» при отправлении поезда машинист докладывал: «Готов!»

СПРАВКА

В 2004 году в московском метро стартовала акция «Голос метро». Объявления станций своими голосами озвучили Элина Быстрицкая, Татьяна Васильева, Екатерина Васильева, Галина Волчек, Валерий Гаркалин, Лев Дуров, Валерий Золотухин, Владимир Меньшов, Светлана Немоляева, Ольга Остроумова, Константин Райкин, Нина Русланова, Валентина Талызина.
Подробнее: http://vmdaily.ru/news/2014/01/15/golos-podzemnoj-stolitsi-zvuchit-bez-metalla-231058.html

Назад к списку