Текущие
«Метрострой» может вылезти из Фрунзенского радиуса14.01.2014

Конкурс на строительство Фрунзенского радиуса метро за 26 млрд рублей может пройти без ОАО «Метрострой». Как стало известно «Фонтанке», в компании еще не приняли решения, стоит ли заявляться на этот тендер или нет. Сомнения появились после того, как чиновники комитета по развитию транспортной инфраструктуры волевым решением на 10 млрд снизили утвержденную экспертизой цену строительства, утверждая, что она изначально была завышена.

Конкурс на строительство последнего участка Фрунзенского радиуса метро был объявлен комитетом по государственному заказу накануне Нового года – в ночь с 30 на 31 декабря. Как следует из технического задания, подрядчик должен возвести перегонные тоннели от станции «Международная» до «Шушар» с промежуточными станциями «Проспект Славы» и «Дунайская», а также непосредственно сами вестибюли. На эти цели из бюджета в течение трех лет будет выделено 25 млрд 913 млн рублей: в 2014 – 6,3 млрд, в 2015 – 5,6 млрд, в 2016 – 14 млрд. Контролировать выполнение работ и принимать их будет профильный комитет по развитию транспортной инфраструктуры.

Как уже рассказывала «Фонтанка», традиционный монополист этого рынка – компания «Метрострой» - начал работы по возведению этого участка пятой линии до конкурса: по сути, строительство велось предприятием весь 2013 год на заемные средства. В конце года комитет по развитию транспортной инфраструктуры заключил контракт с «Метростроем» как с единственным поставщиком для оплаты уже выполненного объема работ. Как указано на сайте госзакупок, его стоимость составила 3,7 млрд рублей. Предполагалось, что уже в 2014 году будут проведены все конкурсные процедуры, и монополист получит легальное право работать на объекте.

Отметим, что по аналогичной схеме сейчас строится «Спортивная-2»: «Метрострой» вышел на площадку весной 2012 года, а контракт заключит только в конце года, став единственным участником конкурса. Однако в случае с Фрунзенским радиусом ситуация может пойти по иному сценарию. Как выяснила «Фонтанка», максимальная стоимость строительства, утвержденная экспертизой, составляет 40,8 млрд рублей. При подготовке конкурсной документации комитет по развитию транспортной инфраструктуры вычел из нее 3,7 млрд – деньги, уже полученные «Метростроем». Кроме того, были вычтены те расходы, которые понесет непосредственно заказчик (плата Водоканалу и «Ленэнерго» за подключение, расходы комитета по благоустройству на озеленение и т.д.).

В итоге получилась сумма 34,5 млрд рублей, которая и должна была фигурировать в конкурсной документации. Но конкурс был объявлен на 25,9 млрд, то есть почти на 10 млрд меньше. Как рассказали «Фонтанке» в комитете по развитию транспортной инфраструктуры, в ведомстве засомневались, что Фрунзенский радиус действительно стоит тех денег, которые указаны в смете. В декабре чиновники провели мониторинг цен, отправив запросы в компании, специализирующиеся на тоннельном строительстве. Откликнулись два подрядчика – московская компания «Космос» и сочинская Горно-строительная компания "Аврора". Обе указали, что могут возвести перегонные тоннели и станции дешевле примерно на 25%. Так чиновники вывели так называемый «коэффициент снижения заказчика», который оказался равен 0,7521. 34,5 млрд были умножены на этот коэффициент, и получилась итоговая сумма в 25,9 млрд. Отметим, что это не первый случай, когда сметы, связанные с петербургским метро, вызывают сомнения: так, ранее многие эксперты отмечали, что за 600 млн, выделенных на ремонт протекшей шахты №403, можно возвести две новые шахты.

Впрочем, как говорят собеседники, знакомые с ситуацией, в «Метрострое» от решения города по уменьшению цены Фрунзенского радиуса «пребывают в шоке». В самой компании официально называют данный понижающий коэффициент критическим.

«В данный момент проводится анализ стоимости работ, материалов, оборудования и прочих составляющих цены контракта. По завершении анализа будет ясно, в каком направлении двигаться», – говорится в ответе «Метростроя» на запрос «Фонтанки».

Добавим: в конце 2013 года вице-губернатор Марат Оганесян не исключал, что на рынок метростроения Петербурга могут прийти новые компании. В комитете по развитию транспортной инфраструктуры, в свою очередь, не исключают, что на конкурс по возведению Фрунзенского радиуса заявятся «Космос» и ГСК "Аврора", которые участвовали в запросе котировок.

ООО «Научно-производственное объединение "Космос"» является известным игроком на рынке тоннелестроения, но в основном дорожного. Компания сейчас возводит в Петербурге Синопский тоннель за 1,4 млрд рублей, является постоянным подрядчиком мэрии Москвы – так, недавно «Космос» выиграл право построить тоннель на пересечении Волоколамского и Ленинградского шоссе за 5 млрд. Есть в портфеле компании и объект метрополитена: в Казани предприятие возвело одну из станций местной подземки. Основным владельцем компании является ее президент Андрей Черняков.

Что касается ГСК "Аврора", то про этого подрядчика, зарегистрированного в Сочи, собеседники «Фонтанки» на рынке тоннелестроения ничего не слышали. Его основные собственники, по данным системы «СПАРК», – физические лица. Добавим также, что, по информации «Фонтанки», возможность принять участие в тендере на строительстве Фрунзенского радиуса метро рассматривает петербургская компания «СТиС», которая ранее участвовала в возведении продолжения Главного канализационного коллектора.

В настоящее время «Метрострой» продолжает работы по строительству Фрунзенского радиуса. Однако в случае победы в конкурсе другого подрядчика компании придется либо покидать объект, либо идти на субподряд к тому, кто заключит контракт со Смольным. Добавим, что специально для этого объекта «Метрострой» закупил за 24 млн евро тоннелепроходческий щит диаметром 10,4 метра (с помощью него возможна проходка двухпутного тоннеля). Монтаж щита со стороны будущей станции «Шушары» длился 4 месяца и, как планируется, закончится 21 января. Если вдруг в конкурсе победит другой подрядчик, и «Метрострой» уйдет, то на демонтаж щита уйдет еще три месяца.

Андрей Захаров
http://www.realto.ru/journal/tendencies/show/?id=47172

Назад к списку