Текущие
Четыре линии скоростного трамвая появится в столице за три года20.12.2013

Определив в качестве важнейшего приоритета ликвидацию пробок в городе, правительство Москвы планомерно решает эту сложнейшую проблему. Масштабы выполняемых работ в области создания современной транспортной сети беспрецедентны. Это и строительство метро, и реконструкция автомагистралей, и включение железной дороги в городскую систему пассажироперевозок, и прокладка линий скоростного трамвая. В ближайшие годы у москвичей появится гораздо больше возможностей для передвижения по городу, уверен руководитель Департамента строительства города Москвы Андрей Бочкарев.

- Андрей Юрьевич, решение транспортной проблемы является важнейшей задачей для Москвы. Насколько удалось продвинуться в этом вопросе в течение 2013 года? Какие из сданных объектов наиболее важны с этой точки зрения?

- На сегодняшний день решение транспортной проблемы является одной из приоритетных задач городских властей. Практически все, что было запланировано на 2013 год, мы выполняем. За 10 месяцев построили и реконструировали более 60 км дорог, ввели в эксплуатацию 14 искусственных сооружений, 17 пешеходных переходов. При этом ряд крупных транспортных объектов, на которых строительство завершилось в августе-сентябре, были сданы значительно раньше намеченных сроков, с очень большой экономией по стоимости, и самое главное - без ущерба для качества.

Завершена реконструкция основных вылетных магистралей Варшавского, Каширского, Ярославского шоссе, Балаклавского проспекта - Рублевского шоссе, в рамках которых были введены 111,6 км выделенных полос, 240 заездных карманов, 1773 парковочных машиноместа, 14,7 км велодорожек. Для сравнения, если в 2012 году было сдано 60 км реконструированных и вновь построенных дорог, то до конца этого года мы должны сдать 70 км. Но выделить какие-либо объекты по значимости невозможно - все они играют важную роль в улучшении условий дорожного движения на том или ином участке улично-дорожной сети, служат на благо москвичей.

- Какие новые станции метро откроются до конца нынешнего года? Насколько увеличится охват метрополитеном территории столицы?

- С начала текущего года метростроевцы проложили порядка 20 тыс. погонных метров тоннелей. В настоящее время на строительстве подземки задействовано более 20 проходческих щитов и около 30 тыс. строителей, работа ведется круглосуточно. К концу года планируется сдать четыре станции метро: «Деловой центр» и «Парк Победы» Калининско-Солнцевской линии, «Улица Старокачаловская» и «Битцевский парк» Бутовской линии, а также два электродепо - «Митино» и «Братеево». В ноябре введены в эксплуатацию станции «Жулебино» и «Лермонтовский проспект» Таганско-Краснопресненской линии.

Мы не собираемся снижать темпы строительства, и уже в 2015 - 2016 годах ежегодно будет вводиться более 20 км линий метрополитена. Можно сказать, что по темпам метростроения Москва вышла на одну из первых позиций в мире, мы уступаем разве что Китаю! Уже через год-два будут открываться те станции и линии, которые мы закладываем сейчас. В первую очередь это почувствуют жители таких районов, как Жулебино, Солнцево, Внуково, Ново-Переделкино, Саларьево, Рассказовка. В итоге для 93% москвичей метро окажется в пешеходной доступности, то есть на расстоянии не более километра. Пока у нас в городе только 78% таких «счастливчиков». Всего до 2020 года планируется открыть 73 станции метро, проложить около 145 км линий, построить 8 новых и реконструировать 9 существующих электродепо.

- Третий пересадочный контур метро - важнейший объект для уменьшения пассажиропотока через центр города. На каких участках сейчас ведутся работы?

- Да, действительно, за счет создания Третьего пересадочного контура (ТПК), который станет, по сути, второй кольцевой линией метрополитена, мы планируем значительно разгрузить метро в старой Москве. Длина ТПК - порядка 50 км, он пересечет практически все существующие радиальные линии, что позволит москвичам пересаживаться с одного радиуса на другой, не заезжая в центр Москвы. Строительство первого участка ТПК длиной 13,7 км уже началось. Он состоит из шести станций: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», «Ходынское поле», «Петровский парк», «Нижняя Масловка». В 2015 году этот участок будет сдан в эксплуатацию.

- Еще один проект кольцевого движения - Малое кольцо Московской железной дороги (МК МЖД). На какой стадии находится его реализация? Насколько сложно увязать воедино различные виды транспорта и пассажиропотоки?

- Вопрос очень важный. Все точки пересечения Малого кольца железной дороги и линий метрополитена будут оборудованы транспортно-пересадочными узлами (ТПУ), где пассажиры смогут совершить пересадку с одного вида транспорта на другой. В том числе и с личных автомобилей, оставив их на парковке. Кроме сооружения дополнительного железнодорожного пути, остановочных пунктов на железной дороге, терминалов ТПУ, в большинстве случаев необходимо будет построить и подъездные пути для личного и наземного общественного транспорта.

Москва очень заинтересована в том, чтобы часть пассажиропотока метрополитена взяла на себя железная дорога, которая интегрируется во внутригородские пассажирские перевозки и формирует дополнительные предпосылки для развития прилегающих территорий. Это важнейшее стратегическое направление. Всего планируется оборудовать 21 ТПУ в местах пересечения с метрополитеном и радиальными направлениями железной дороги. Кстати, поезда по Малому кольцу будут ходить почти с такой же периодичностью, как и в подземке. Когда мы свяжем их транспортно-пересадочными узлами, пассажиры не будут ощущать разницы между метро и железной дорогой.

В полном объеме пассажирское движение по Малому кольцу Московской железной дороги планируется открыть к концу 2015 года. Сейчас полным ходом идет строительство третьего пути, остановочных пунктов, реконструкция некоторых путепроводов для организации движения поездов на электрической тяге. В результате у москвичей появится больше вариантов возможных пересадок при перемещении по городу, существенно уменьшится нагрузка на центральную часть города. Городская железнодорожная система обеспечит освоение «пиковых» пассажиропотоков.

- Насколько инвесторы заинтересованы участвовать в строительстве транспортных объектов? В частности, ТПУ?

- В настоящее время отрабатывается система участия инвесторов в строительстве транспортных объектов. Планируется привлечение частных инвестиций в первую очередь для строительства Южного и Северного дублеров Можайского шоссе. Проект планировки Южного дублера уже готов, дорога пройдет от Третьего транспортного кольца на Северо-Западную хорду через развязку на улице Дорохова и соединится с Мосфильмовской улицей через развязку в Сетуни. Таким образом сформируется дополнительная вылетная магистраль. Кроме этого за счет инвесторов планируется построить автодорогу в районе торгово-выставочного центра «Крокус Сити», транспортную развязку на 20-м км МКАД, транспортную развязку напротив торгового центра «Вегас».

Что касается привлечения инвесторов для строительства ТПУ, то здесь необходим сбалансированный подход. Они готовы вкладываться в строительство торговых площадей, что, естественно, будет предусмотрено в составе ТПУ. Но правительство Москвы не намерено превращать их в огромные супермаркеты. Главное предназначение ТПУ - обеспечить комфортные и безопасные условия для пересадки с одного вида транспорта на другой с наименьшей потерей времени.

- Первый ТПУ был построен силами инвесторов на «Планерной». Как вы оцениваете его эффективность? При проектировании и строительстве новых ТПУ учитывается этот опыт?

- Данный проект действительно был осуществлен силами инвестора. К сожалению, он не решает всех тех задач, которые на него изначально возлагались. Зато благодаря такому опыту мы смогли в реальности увидеть все просчеты. На заседании специальной комиссии с участием мэра Москвы этот вопрос был детально проработан, и сделаны определенные выводы. В частности, кардинально поменялась тактика и стратегия развертывания ТПУ.

Стало ясно, что в первую очередь необходимо четко рассчитать и безошибочно увязать между собой направления пассажиропотоков, схемы движения наземного и подземного транспорта. В этой связи мы общались с коллегами из Франции, Великобритании и Японии. Существуют определенные модели, которые позволяют направлять потоки таким образом, чтобы они не пересекались. Безусловно, это очень сложные сооружения, поэтому еще на стадии планирования и проектирования новых ТПУ мы обязательно учитываем весь предыдущий опыт.

- Когда в Москве начнется строительство линий скоростного трамвая, о чем давно и много говорят?

- Определены участки, где строить линии скоростного трамвая не только выгодно, но и необходимо. Адресной инвестиционной программой на 2014 - 2016 годы предусмотрено строительство трамвайных линий из района Северный до платформы Лианозово, от платформы Лианозово до станции метро «Медведково», от 3-й Владимирской улицы в район Ивановское и от улицы Чертановская в район Бирюлево Западное. Линии скоростного трамвая пройдут через плотную городскую застройку.

На участках трамвайного движения мы планируем организовать удобные пешеходные связи, включая пешеходные переходы, совмещенные с проектируемыми остановочными пунктами. Все эти меры позволят горожанам быстрее добираться до станций скоростного внеуличного транспорта (железной дороги, метрополитена), а также улучшат транспортное сообщение между районами.

- Какие из крупных дорожных строек завершены, а какие еще впереди? В частности, когда откроют Алабяно-Балтийский тоннель?

- Что касается Алабяно-Балтийского тоннеля, мы запустили участок первой очереди от улицы Алабяна в сторону улицы Большая Академическая. Движение здесь организовано по трем полосам в одном направлении. Многие автомобилисты уже оценили выгоду от нового тоннеля. На перемещение от одной точки к другой, где раньше приходилось тратить 25 - 30 минут, по тоннелю уходит всего две минуты. До конца года планируем пустить движение по участку второй очереди. На Дмитровском шоссе завершено строительство тоннеля двухуровневой транспортной развязки на пересечении с 3-м Нижнелихоборским проездом, эстакады на пересечении Дмитровского шоссе с Долгопрудненским шоссе.

Введены в эксплуатацию две эстакады в составе реконструкции Рублевского шоссе - Балаклавского проспекта. Это эстакада на пересечении Рублевского шоссе с улицами Маршала Тимошенко, Академика Павлова и Осенним бульваром, а также

Мичуринская эстакада. Завершено строительство участка дороги от улицы Подольских Курсантов до МКАД с двумя эстакадами-съездами на МКАД.

Открыта для движения транспорта эстакада двухуровневой транспортной развязки на пересечении Профсоюзной улицы с улицей Теплый Стан и Новоясеневским проспектом. В ближайшее время будет введена в эксплуатацию эстакада левоповоротного съезда с улицы Генерала Тюленева на Профсоюзную улицу в сторону центра.

- Планы на 2014 год еще масштабнее? Хватит ли у правительства Москвы средств, а у строителей сил, чтобы их реализовать?

- На сегодняшний день проведена корректировка и утверждение Адресной инвестиционной программы на 2014 - 2016 годы, где в значительной степени учтены предложения москвичей и депутатского корпуса, поступившие во время целой серии выездных встреч с населением в административных округах столицы. Эта программа предполагает объем вложений в модернизацию инфраструктурных объектов в размере 1,129 трлн руб. Таким образом, объем инвестиций в инфраструктуру города увеличится на 15%.

Приоритетное развитие получит транспортная система, здесь увеличение составит 20%. В первую очередь до 450 млрд руб. увеличится объем средств, которые планируется вложить в развитие метрополитена. На дорожное строительство в 2014 году будет выделено 90 млрд руб., планируется построить 76,6 км дорог. В 2015 и 2016 годах на строительство дорожных объектов предусмотрено по 80 млрд руб. Но при этом мы планируем в 2015 году построить уже 94 км дорог, а в 2016 году сдать в эксплуатацию 120 км.

Так что нам предстоит напряженно потрудиться, ведь такого размаха строительства, какое ведется сейчас, Москва еще не знала. Но у нас есть средства, силы и возможности для того, чтобы, не снижая темпов, продолжать свою работу. Сегодня порядка 30 тыс. человек занято непосредственно только на строительстве объектов метрополитена, а суммарно более 50 - 60 тысяч задействовано напрямую в обеспечении процесса реализации данной задачи - это и поставщики материалов, и субподрядные компании, которые выполняют либо краткосрочные, либо среднесрочные контракты по выносу сетей, коммуникаций и т.д.

По плану в этом году мы завершили строительство ряда дорожных объектов, и многие из них - досрочно, благодаря интенсификации процессов производства. Высвобождаемые силы и средства строительных компаний направляются на новые стройки.

«Столичный стиль»

Назад к списку