Вводная
2.15. На «Тимирязевской», одной из самых глубоких станций Московского метрополитена (63 с половиной метра) – людно, как в час пик. Разве что слишком много пожарных, спасателей, представителей метрополитена... А так – обычная толпа, которая, правда, слишком организованно спускается вниз. В роли пассажиров – добровольцы. Совсем скоро одни станут пострадавшими, другие – создадут панику.
- Цель учений – отработка взаимодействия всех служб – МЧС России, служб Метрополитена и полиции, - подчеркнул в разговоре с нами начальник управления по САО ГУ МЧС России Валентин Приходько.
Трагедия
В 2.40 машинист сообщает, что в последнем вагоне поезда, двигающего в сторону «Алтуфьево», рвануло взрывное устройство. Вагон горит, состав и тоннель задымлены. Почти нулевая видимость, мерцающие красным аврийные лампы, пострадавшие в копоти. Признаюсь, жутковато... Карабкаемся по трапу «Русича» - и оказываемся в поезде. Чем ближе к концу состава – тем ощутимее последствия взрыва. В предпоследнем вагоне – «пострадавшие». В последнем – уже «трупы». Им предписано даже дышать через раз. Склоняюсь над одним.
- Я участвую в учениях уже не первый раз, - говорит статист Александр. – Информацию об их проведении ищу в Сети, специально не репетирую – все на месте, стараюсь импровизировать.
Александр замолкает: говорить покойникам все-таки не положено.
Спасение
В это время на станции уже переполох: толпа пытается эвакуироваться, стянуты силы и средства гарнизона пожарной охраны Москвы. В тоннеле перед поездом вдруг чувствуется ветер – подпор воздуха работает навстречу поезду, вместе со спасателями. Первыми идут звенья разведки, оценивающие обстановку на всем протяжении пути – от проезжей части Дмитровского шоссе до эпицентра взрыва и очага пожара.
Затем начинают выносить и выводить пострадавших.В их число попала и корреспондент «Вечерки»: по наспех сочиненной легенде от страха я выпрыгнула в тоннель, да так и застряла – между поездом и стеной. Пожарный протягивает руку, ведет сквозь дым, отдает свой баллон с воздухом и маской. От свежего воздуха начинает кружиться голова.
- Каждый человек действует в чрезвычайной ситуации по-разному, - уже наверху объяснит Алексей Сивов, замначальника 29-го отряда Федеральной противопожарной службы. Надо максимально отдалиться от очага поражения, а вот эвакуировать вас – уже наша работа. Но инстинкт самосохранения превыше всего.
«Разбор полетов»
- Спускной трап первого и последнего вагона не достает до железнодорожного полотна, - отмечает особенности учений Алексей Сивов. - В новых вагонах удобные, но гораздо более узкие двери. Плюс наши статисты были размещены между вагонами и в тоннеле после вагонов – против хода пожарной охраны. Тем не менее, участники учений справились с задачей на твердое «хорошо». Кстати, опробовали новую тележку, на которой можно перевозить как пожарное вооружение, так и пострадавших, - и по рельсам, и по платформе.
Подробнее: http://vmdaily.ru/news/2013/11/26/pod-zemlej-proshli-ucheniya-ekstrennih-sluzhb-224278.html