Текущие
Вестибюлю метро "Динамо" решили вернуть облик 1938 года19.02.2021

Его закрывают на реконструкцию

Транспортные трудности в скором времени возникнут у жителей Северного округа: уже 21 февраля южный вестибюль станции «Динамо» закроется на реконструкцию. Серьезных проблем это не спровоцирует — поезда ездят, входить и выходить можно через северный — лишь временные неудобства. Притом неудобства с хорошей целью впереди — восстановление исторического облика. Правда, настолько исторического, что оценить точность работы смогут только те, кто старше 50 лет, — вестибюль собираются вновь сделать таким же, каким он был до 1976 года. Помогут в этом фотографии и архивные данные.

Его закрывают на реконструкцию

ФОТО: PASTVU.COM

Оформление вестибюлей станции «Динамо» продумывал советский архитектор Дмитрий Чечулин. Они были облицованы камнем и деревянными панелями, покрытыми темным лаком. Существует мнение, что Чечулин вдохновлялся своими впечатлениями из турне по Италии и Греции. 

На мрамор облицовку станции заменили только в 1976 году. Теперь реставраторы надеются вернуть все на свои места. Кроме того, как сообщают специалисты Мосгорнаследия, в 2018 году во время реставрационных работ в северном вестибюле станции обнаружился скрытый под слоем асфальта оригинальный пол. Этот пол входит в предмет охраны выявленного объекта культурного наследия, и не исключено, что в южном вестибюле найдется его брат-близнец.  

— Вестибюли, расположенные на оси Ленинградского проспекта, являются симметричными копиями друг друга, — отмечает историк транспорта, автор книги «Сталинское метро» Александр Зиновьев. — Павильон, поднятый на стилобат, выглядит как объем в классическом стиле, в который врезан параллелепипед с плоской крышей. Основной объем за колоннами выкрашен в краснокирпичный цвет, а верхняя часть — в белый. Колонны получились очень тонкими, не соответствующими возложенной нагрузке. С тыльной стороны павильона пристроена объем-трибуна с двумя торшерами по бокам.

По словам Зиновьева, пол в вестибюле первое время был облицован керамической плиткой в виде ковра с античным орнаментом. Здесь Чечулин развивает стиль, опробованный на «Киевской». Кстати, пол на «Киевской»-радиальной уже был отреставрирован около десяти лет назад. Получилось похоже, но не в точности так, как было: разницу можно увидеть в том месте, где во время реставрации стоял позже демонтированный павильон бистро.

ВЕСТИБЮЛЬ СОБИРАЮТСЯ ВНОВЬ СДЕЛАТЬ ТАКИМ ЖЕ, КАКИМ ОН БЫЛ ДО 1976 ГОДА. ФОТО: PASTVU.COM

— Подход к реставрации, который практикуется в московском метро, как правило, сводится к замене оригинальных декоративных элементов на качественные, но все равно реплики, — подчеркивает исследователь архитектуры метро Дмитрий Гончарук. — Скажем, тот же самый подрядчик, который сейчас будет работать в южном вестибюле «Динамо», работал и на «Киевской»: путевые стены из оригинальной плитки были сбиты, плитка заменена на очень похожую, но все-таки новодельную. Реставраторы оправдывали свои действия плохим состоянием плитки — трещинами, кракелюрами. Кроме того, понятно, что нужно ремонтировать и инженерные сети, а до них, скрытых под плиткой, не добраться без ее демонтажа. Но все-таки факт налицо: был оригинал, стал новодел.

 
По словам Гончарука, реставрация объектов инженерной инфраструктуры, транспорта — таких как вокзалы и станции метро — действительно представляет собой методическую проблему. Одно дело — сохранять по максимуму оригинальные детали в музеефицированных зданиях, другое дело — там, где нагрузки на здание не снижаются, а повышаются. Тем не менее кое-что в том же южном вестибюле «Динамо» сделать можно, считает эксперт: например, оригинальный пол можно воссоздать на небольшом участке, в стороне от линии турникетов.

— Очень надеюсь, что в ходе работ будет очищен световой купол, изрядно загаженный за много десятилетий, — отмечает исследователь. — Впоследствии, возможно, встанет вопрос и о реставрации нижнего зала: там, скажем, нужно навести порядок в закарнизном освещении с оригинальными щитками-рассеивателями из оникса. Но вообще, учитывая практикуемый в метро подход к реставрации, ее можно назвать бережным к деталям и оригинальному проекту капитальным ремонтом. Основная цель — не сохранение памятника, а продолжение его полноценной эксплуатации по назначению. Иллюстрация такого подхода — недавние работы в вестибюле «Белорусской»-радиальной, соседней с «Динамо»: решетки, когда-то там существовавшие и давно демонтированные, воссоздали из современных материалов в форме, напоминающей оригинальную. Только мощная общественная кампания помешала заменить на новоделы многие элементы декора станции «Аэропорт». Почему так делается — понятно, но проблема состоит в том, что в светлом будущем, когда появятся технологии бережной реставрации таких вещей и будет желание их сохранять, сберегать после нынешних работ будет уже нечего.

 

По плану реставрация завершится 29 мая.

 

СПРАВКА "МК"

Станция метро «Динамо» открылась 11 сентября 1938 года в составе второй очереди строительства Московского метрополитена. Ее назвали в честь крупнейшего стадиона столицы. Пилонную трехсводчатую станцию глубокого заложения спроектировали архитекторы Я.Г.Лихтенберг и Ю.А.Ревковский, а вестибюли «Динамо» — Д.Н.Чечулин.

https://www.mk.ru/moscow/2021/02/18/vestibyulyu-metro-dinamo-reshili-vernut-oblik-1938-goda.html

Назад к списку