Подробная информация о Самарском метрополитене

 

директор метрополитена Шамин Сергей Владимирович25 декабря 1987 года был введен в эксплуатацию первый пусковой участок Куйбышевского (ныне Самарского) метрополитена и начато движение поездов на участке "Юнгородок-Победа", в состав которого входило 4 станции, протяженность линии 4,7 км.

С 1987 года по настоящее время открыто 10 станций, общая протяженность линии возросла до 11,6 километров. В 2015 году введена в эксплуатацию станция Алабинская.

Практически с начала эксплуатации метрополитена с 1988 года на базе электродепо «Кировское» начал создаваться комплекс технических кабинетов, в первую очередь, для подготовки машинистов Первоначально машинистов готовили на базе Харьковского метрополитена, затем на базе Кинельской дортехшколы, а с 1992 года подготовка машинистов электроподвижного состава проводится на собственной базе. В 1992 году был создан учебный центр. За период с 1992 по 2011 года прошли обучение более 160 машинистов.

В 1989 году одними из первых среди метрополитенов СССР на Самарском метрополитене была внедрена система «Днепр» - система интервального регулирования и обеспечения безопасности движения поездов, совместная разработка Киевского метрополитена и ВНИИЖТа.

Система «Днепр» была введена в эксплуатацию под руководством нынешнего директора Самарского метрополитена Шамина Сергея Владимировича. Поездные устройства внедрялись под руководством и при непосредственном участии работников лаборатории ПУА электродепо Кульбякина В.В. и Ремеза Л.М.

Среди достижений научно-технического прогресса, внедряемых на метрополитенах, наиболее широкое применение получили:

  • с 2002 года впервые в практике метрополитенов вместо волновода применен радиочастотный излучающий кабель RFXT 7/8"-50 MBNF, что позволило разместить в тоннеле сеть технологической радиосвязи, а также сотовой мобильной связи.
  • в 2003 году введен в эксплуатацию многоканальный комплекс регистрации и обработки сигналов (МСР).
  • с 2003 года проводится модернизация электрочасового хозяйства службы — внедрен комплекс "ЭСИЧ - М" для отсчета и отображения текущего времени и междупоездных интервалов времени. Полная модернизация электрочасового хозяйства закончена в 2007 году вводом в эксплуатацию системы эталонного времени УЭВ-4 для устройств часофикации станций метрополитена ЭСИЧ-М.
  • начиная с 2005 года внедрялись инженерно-технические устройства в рамках Комплексной программы противодействия терроризму:

Система охранного телевидения (СОТ) обеспечивает передачу информации с телевизионных камер - 204 шт. о состоянии охраняемых зон на мониторы (на каждой станции по 3 шт.), установленные в помещении дежурной по станции, кроме того, вся информация выведена к поездному диспетчеру метрополитена и оперативному дежурному по ОВДМ. Для записи и хранения информации используется цифровой видеорегистратор.

  • Техническими средствами обеспечивается охрана касс, тяговых подстанций, машинные залы эскалаторов, радиоузлы, вентиляционные киоски станционных и перегонных ВОМД. Для предотвращения проникновения посторонних лиц на территорию инженерного корпуса управления метрополитена и электродепо «Кировское» используется система видеонаблюдения, которая обеспечивает передачу информации со 100 телевизионных камер и охранная сигнализация по периметру территории электродепо на базе интегрированной системы охраны ИСО «Орион»:
    • территория Управления – 10 телевизионных камер, информация выводится на монитор круглосуточного поста контролера КПП в вестибюле здания Управления;
    • территория электродепо «Кировское» – 90 телевизионных камер, информация и сигнал от охранной сигнализации выводятся на монитор контролера КПП.

Система управления контролем доступа:

  • На всех станциях метрополитена:
    • у кабины оператора автоматических пропускных пунктов;
    • проходы в служебные помещения станции из пассажирских зон.
  • В инженерном корпусе управления:
    • проход на 1-ом этаже;
    • поэтажные двери инженерного корпуса;
    • въезд на территорию внутреннего двора.
  • В электродепо «Кировское»:
    • все проходные;
    • въезд на территорию гаража;
    • вход и поэтажные двери административно-бытового корпуса.
  • в качестве диспетчерской централизации в 2004 году введена в эксплуатацию Комплексная автоматизированная система диспетчерского управления (КАС ДУ), разработки Петербургского государственного университета путей сообщения, которая позволяет эффективно решать задачи оперативного управления процессом перевозок пассажиров и объектами жизнеобеспечения метрополитена (тяговыми подстанциями, эскалаторами, устройствами вентиляции и др. устройствами метрополитена).
  • с 2005 года введена в постоянную эксплуатацию: системы поездной и оперативно-технологической радиосвязи диапазона 450-470 МГц; комплексная системы безопасности, в т.ч. «Системы теленаблюдения с видеозаписью» (СТНВ), система охранной сигнализации, УКПТ; информационно-вычислительная сеть метрополитена на базе ВОЛС.
  • с 2008 года на метрополитене начато применение адресных систем пожарной и охранной сигнализации и СКУД.
  • в 2008 году введена в эксплуатацию Автоматизированная Система контроля оплаты проезда в Метрополитене (АСКОПМ) с применением бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт, интегрированная в Транспортную платежную систему «Электронный проездной – Самара».
  • в июле 2008 года заработала транспортная платёжная система «Электронный проездной – Самара».
  • в 2009 г. разработана и внедрена испытательная станция тяговых двигателей (разработчик — инженер электродепо Шамраев Н.Л.), на которую получен патент.
  • с 2011 года весь парк вагонов переведен на светодиодную бортовую сигнализацию нового поколения разработки НПП «Сармат».

В электромеханической службе проведена большая работа по техническому перевооружению. Начиная с начала 2000 годов начался постепенный переход на электроотопление подземных станций метрополитена («Победа», «Безымянка», «Советская», «Спортивная», «Гагаринская», «Кировская»). Учитывая положительный экономический эффект и удобство эксплуатации автономных систем отопления, теплоснабжение и отопление станций «Московская» и «Российская» было предусмотрено автономное уже на стадии проекта. Такое решение позволило сэкономить значительные капитальные затраты при строительстве новых станций.

Все тепловые узлы наземных сооружений оборудованы автоматизированными узлами учета тепловой энергии. В тепловых пунктах проводится модернизация с переводом на автоматизированную систему регулирования температуры подающей и обратной воды и давления.

В 2010 году на станции «Московская» введено телеуправление работой системы эскалаторного комплекса.

Огромная работа проделана по реализации мероприятий Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте. В 2011 году три станции «Безымянка», «Победа» и «Российская» оснащены инженерно-техническими средствами и системами обеспечения транспортной безопасности.

В 2012 году метрополитен отметил первую Юбилейную дату – 25-летие со дня пуска в эксплуатацию.

 Основные т/э характеристики

 Контакты:

муниципальное предприятие городского округа Самара «Самарский метрополитен имени А.А. Росовского»

фирменное сокращенное наименование предприятия – МП г.о.Самара «Самарский метрополитен»

Управление метрополитена:

443079, Самара, ул. Гагарина, д. 11а,
Тел.: (846) 336-19-01
Факс: (846) 336-14-27
секр.336-19-01
E-mail: sm@metrosamara.ru
Режим работы: 08.00 — 16.45.

сайт: http://metrosamara.ru/