Подробная информация о Самарском метрополитене

 

директор метрополитена Шамин Сергей Владимирович

Самарский метрополитен (до 1992 года — Куйбышевский метрополитен) — система городского внеуличного рельсового общественного транспорта города Самары. Пятый по вводу в эксплуатацию в России, второй в Приволжском федеральном округе, двенадцатый на постсоветском пространстве.

В ноябре 1977 года Совет Министров СССР разрешил разработку технического проекта метрополитенав городе Куйбышеве. Проект был поручен институту «Метрогипротранс» Министерства транспортного строительства СССР, а разработка рабочей документации — его филиалу «Горьковметропроект» в Горьком.

В сентябре 1980 года началось строительство перегона между станциями «Проспект Ленина» (будущая станция «Российская») и «Октябрьская» (будущая станция «Алабинская») — практически в центре города. Однако после постройки тоннель этого перегона был законсервирован — решено было вести строительство метрополитена со станции «Юнгородок», где находились наиболее крупные промышленные предприятия города.

После подписания 25 декабря 1987 года акта государственной комиссии о приеме в эксплуатацию первого участка метрополитена протяженностью 3,7 километра в составе станций «Юнгородок», «Кировская», «Безымянка», «Победа», электродепо «Кировское», с 26 декабря 1987 года началось регулярное пассажирское движение поездов на участке «Юнгородок» - «Победа».

31 декабря 1992 года было открыто движение на участке станция «Победа» - станция «Советская».  Протяженность метрополитена увеличилась на 1,23 километра.

25 марта 1993 года вводится в эксплуатацию станция «Спортивная». Из-за отсутствия возможности оборота составов, движение на участке станция «Советская» — станция «Спортивная» осуществлялось одним составом «челночным» способом по одному пути. Это продолжалось меньше года, 30 декабря 1993 года была принята в эксплуатацию станция «Гагаринская», что позволило на всем участке от станции «Юнгородок» до станции «Гагаринская» начать движение по нормальной схеме. Протяженность линии к этому моменту составила 7,8 километра.

27 декабря 2002 года, состоялось открытие станции «Московская». От станции «Гагаринская» до станции «Московская» движение электропоездов осуществлялось по временной схеме по II-му пути вплоть до 26 декабря 2007 года, когда была введена в эксплуатацию станция «Российская». Сдача в эксплуатацию очередной станции стала подарком к 20-ти летнему юбилею Самарского метрополитена. Протяженность эксплуатационной линии достигла 10,3 километра.

11 октября 2013 года метрополитену Самары присвоили имя Алексея Андреевича Росовского, занимавшего пост председателя исполнительного комитета Куйбышева с 1964 по 1982 годы

1 февраля 2015 года, когда была введена в эксплуатацию станция «Алабинская». Протяженность эксплуатационной линии увеличилась до 11,6 километров.

В настоящее время Самарский метрополитен имеет протяженность эксплуатационной линии в 11,6 километров в составе 10 станций. Интервал движения поездов 10 минут.  Ежесуточная перевозка в среднем составляет более  30  тыс. человек. Показатель выполнения графика движения поездов на протяжении всего срока эксплуатации не опускался ниже 99,9%.

Эксплуатационный парк вагонов Самарского метрополитена составляет 50 вагонов, в том числе 46 вагонов серий 81-717, 81-717.5 (головные) и 81-714, 81-714.5 (промежуточные) и 4 вагонами серий 81-717.6 (головные) и 81-714.6 (промежуточные). Вновь приобретаемые  вагоны, а также вагоны прошедшие капитальный ремонт, оснащаются видеонаблюдением пассажирского салона и кабины машиниста, регистраторами параметров движения поезда, системой обнаружения и тушения пожара и оборудованные аварийным выходом для эвакуации пассажиров через кабину машиниста.

Для обеспечения предприятия электрической энергией по всей линии метрополитена рассредоточены 12 подстанций различного назначения, общая протяженность кабельных сетей составляет 900 километров. Четыре из десяти станций —  «Кировская», «Гагаринская», «Московская» и «Алабинская», оборудованы эскалаторами. Общая эксплуатационная длина рельсовых путей составляет 31,5 километр, в том числе 65 стрелочных переводов. Для откачки воды на станциях и в тоннеле размещено 55 водоотливных установок, а 36 установок тоннельной вентиляции обеспечивают создание необходимого микроклимата по всей линии метрополитена.

В рамках проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на предприятии ведется активная работа по замене ламп накаливания и люминесцентных ламп на светодиодные. За последние пять лет установлено на объектах метрополитена 547 светодиодных светильников. Кроме этого в период с 2013 по 2022 год оборудованы погодозависимой автоматикой управления системами отопления и вентиляции индивидуальные тепловые пункты зданий административно-бытового корпуса и отстойно-ремонтных пролетов в электродепо «Кировское», а также  цех текущего ремонта ТР-3.

С 2020 года на станциях метрополитена введен в эксплуатацию программно-аппаратный комплекс по продаже и пополнению проездных билетов. В его состав входят автоматы по продаже и пополнению проездных билетов, АРМ мониторинга, АРМ кассира и АРМ инженера. Аппараты по продаже и пополнению проездных билетов позволяют приобретать жетоны или пополнять транспортные карты как наличным, так и безналичным способом. В целом программно-аппаратный комплекс по продаже и пополнению проездных билетов позволяет  контролировать работу аппаратов на предмет неисправностей, операций, выполненных на аппарате, а также наличие в них материальных ценностей — жетонов, купюр, монет, осуществлять движение материальных ценностей между кассой и автоматами, составлять отчеты о движении материальных ценностей. В результате введения в эксплуатацию  программно-аппаратного комплекса по продаже и пополнению проездных билетов с ноября 2020 года на Самарском метрополитене установлен бескассовый режим обслуживания пассажиров.

В целях выполнения требований Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте» в части обеспечения доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов инфраструктуры внеуличного транспорта и предоставления услуг, заключено соглашение с Самарской областной общественной организацией инвалидов. В рамках исполнения соглашения входные группы станций оборудованы вызывными устройствами и специализированными знаками, перед входами в кассовые залы установлены индукционные петли, размещены информирующие таблички с указанием наименования станции, времени оказания услуг, знак доступности объекта для инвалидов и тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, приобретено мобильное автономное транспортное устройство для перемещения инвалидов на кресле-коляске по лестничным сходам и эскалатору, на официальном сайте предприятия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещена информация об условиях доступности для инвалидов.

Самарский метрополитен продолжает развиваться. Дальнейшее его строительство предполагается в соответствии с государственной программой Самарской области «Развитие транспортной системы Самарской области на 2014 - 2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 677.

В первом квартале 2024 года планируется закончить строительство и ввести в эксплуатацию станцию «Театральная».

Распоряжением Правительства Самарской области от 13.07.2015 № 553-р утверждена документация по планировке территории в городском округе Самара в целях размещения объекта II очереди метрополитена на участке от Хлебной площади до Центрального автовокзала протяженностью 9 километров в составе шести станций. В 2015 году ГКУ СО «Управление капитального строительства» проведен открытый конкурс определения поставщика для выполнения проектно-изыскательских работ по объекту: «Проектирование и строительство метрополитена в городском округе Самара» (II очередь строительства на участке от ст. «Хлебная площадь» до ст. «Орловская» (Центральный автовокзал). 1 ЭТАП. Участок от ст. «Вокзальная» до ст. «Карла Маркса» (пересадочная на ст. «Московская») протяженностью 3,57 километра.

  Основные т/э характеристики

 Контакты:

муниципальное предприятие городского округа Самара «Самарский метрополитен имени А.А. Росовского»

фирменное сокращенное наименование предприятия – МП г.о.Самара «Самарский метрополитен»

Управление метрополитена:

443079, Самара, ул. Гагарина, д. 11а,
Тел.: (846) 336-19-01
Факс: (846) 336-14-27
секр.336-19-01
E-mail: sm@metrosamara.ru
Режим работы: 08.00 — 16.45.

сайт: http://metrosamara.ru/