Подробная информация о Нижегородском метрополитене

директор МП нижегородское метро Яушев Олег Анатольевич1970 год – московские проектные институты Метрогипротранс и Гипрокоммундортранс по поручению Госплана СССР разработали техникоэкономическое обоснование сооружения в городе Горьком метрополитена как наиболее скоростного, комфортабельного и удобного вида транспорта.

Сентябрь 1973 года – получено разрешение на проектирование первой очереди метро.

Октябрь 1973 года – проектировщики московского института Метрогипротранс приступили к разработке проекта первой очереди метрополитена в городе Горьком. Главный инженер проекта – В.А.Рыжов.

Ноябрь 1975 года – выполнен технический проект первой очереди Горьковского метрополитена.

15 июля 1977 года – Советом министров СССР принято постановление о строительстве метрополитена в г. Горьком.

Декабрь 1977 год – Горьковский обком КПСС принял постановление о начале строительства метрополитена.

17 декабря 1977 года началось строительство метрополитена – была забита первая свая в котлован ст. Ленинская.

Горьковский метрополитен создан указанием МПС 30 июля 1984 года.

В сентябре 1984 года образовано Управление Горьковского метрополитена.

Строительство первой очереди метрополитена: декабрь 1977 года – август 1987 года: ст. Московская – ст. Автозаводская протяженностью 9,6км.

Февраль1985 года – издан приказ Министерства путей сообщения о мерах по обеспечению пуска первой очереди Горьковского метрополитена.

Особые технические решения и технологии, примененные при строительстве метрополитена: применение монолитной пресс-бетонной обделки в обводненных грунтах.

Коллектив метрополитена начал формироваться в сентябре 1984 года под руководством Завгороднего Б.М. Первых машинистов подготовила Горьковская дорожно-техническая школа. Стажировка машинистов, дежурных по станции, электромехаников проводилась на Ленинградском, Московском., Харьковском метрополитенах.

Организации, которые помогали готовить метрополитен к открытию:

  • Трест ГорьковТИСИЗ – выполнение буровых, опытных и гидрогеологических работ;
  • Горьковгражданпроект – координация всех проектных работ по архитектурному оформлению станций метро;
  • Промстройпроект, Горьковская проектная мастерская – архитектурные решения оформления станций;
  • завод «Красное Сормово» - создание самодвижущейся опалубки для возведения свода из монолитного бетона.

Февраль 1985 года – издан приказ Министерства путей сообщения о мерах по обеспечению пуска первой очереди горьковского метрополитена.

В сентябре из Москвы в Горький прибыли первые три электропоезда для работы в метро.

19 ноября 1985 года состоялся торжественный митинг, посвященный пуску первого участка Горьковского метрополитена – Московская-Пролетарская. 20 ноября началось регулярное движение поездов на первом участке.

9 августа 1987 года открыто регулярное движение поездов на участке пролетарская-Комсомоьская.

20 декабря 1989 года введен в эксплуатацию участок Комсомольская-Парк культуры.

20 декабря 1993 года введен в эксплуатацию участок Сормовской линии Московская-Бурнаковская.

09.09.2002 введена в эксплуатацию ст. Буревестник Сормовской линии.

Общая протяженность и количество линий на сегодняшний день:

эксплуатационная длина путей 15,5км, развернутая длина путей 46,8км, в т.ч. 7,4км парковых путей, две линии – Автозаводская (10 станций) и Сормовская (3 станции). Протяженность тоннелей составляет 37км.

Данные по пассажирским перевозкам по годам:

 Год эксплуатации

Среднесуточное количество перевозимых пассажиров, млн чел.

Средняя дальность поездки, км

1985

0,098

3,5

1986

0,098

3,5

1987

0,117

3,5

1988

0,132

3,5

1989

0,135

3,5

1990

0,168

3,5

1991

0,153

3,5

1992

0,161

3,5

1993

0,169

5,47

1994

0,183

5,47

1995

0,183

5,47

1996

0,171

5,47

1997

0,165

5,47

1998

0,156

5,47

1999

0,155

5,47

2000

0,145

5,47

2001

0,135

5,47

2002

0,132

5,47

2003

0,130

5,47

2004

0,089

5,47

2005

0,089

5,6

2006

0,103

5,6

2007

0,089

5,6

2008

0,088

5,6

2009

0,072

5,6

Данные о подвижном составе:

  • эксплуатируемые вагоны с открытия метрополитена по настоящее время:
    • серии 81-717 – 31шт.;
    • серии 81-714 – 31шт.;
    • серии 81-717.5 – 4шт.;
    • серии 81-714.5 – 6шт.;
    • серии 81-717.5Д – 5шт.;
    • серии 81-714.5Д – 3шт.;
  • инвентарное количество вагонов на сегодняшний день – 80;
  • количество вагонов в составах по линиям: все составы по всем линиям из 4-х вагонов.

Директора метрополитена - Завгородний Борис Михайлович - трудовую деятельность начал на железнодорожном транспорте в 1956 году после окончания Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта в должности помощника машиниста паровоза, затем работал бригадиром, инженером Локомотивного депо Горький-Сортировочиый, на ответственных должностях в Горьковском отделении железной дороги.

В июле 1962 года назначается заместителем начальника по эксплуатации локомотивного депо Горький - Московский, затем заместителем начальника локомотивного депо Горький - Сортировочный. При его непосредственном участии и руководстве проводилось освоение электрофицированного участка, организация эксплуатации нового вида тяги-электрической, освоение ремонта электровозов. В этот период Завгородний Б.М. внес большой вклад в реконструкцию депо, развитие ремонтной базы. Были построены цеха подьемочного ремонта электровозов, одиночной выкатки колесных пар локомотивов, что позволило организовать ремонт электровозов для всей Горьковской железной дороги.

Работая в должности заместителя начальника службы локомотивного хозяйства Горьковской железной дороги, начальником локомотивного депо Горький - Сортировочный Завгородний Б.М. внес большой вклад в подготовку кадров ведущих профессий локомотивного хозяйства, в улучшение социально-бытовых условий железнодорожников. Под его руководством были построены туристическая база на реке Оке, пионерский лагерь на 360 мест, санаторий - профилакторий "Здоровье" с плавательным бассейном.

С Января 1980 г. по сентябрь 1984 г. Завгородний Б.М. избирался председателем исполкома Канавинского районного Совета народных депутатов.

С сентября 1984 года т.Завгородний Б.М. назначен Начальником Горьковского метрополитена. Впервые в стране с начала пуска метрополитена была внедрена система автоматического регулирования движения поездов.

Под непосредственным руководством Завгороднего Б.М. были проведены все необходимые первоочередные пусконаладочные работы устройств и оборудования, обеспечено, что позволило досрочно ввести в эксплуатацию второй и третий пусковые участки первой линии метрополитена, а также первый участок второй Сормовской линии.

За высокие показатели в труде Завгородний Б.М. награжден орденом "Знак Почета", медалью "За доблестный труд" в ознамено­вание 100 летия со дня рождения В.И.Ленина", знаком "Почетному железнодорожнику", присвоено почетное звание "Заслуженный работник транспорта РСФСР".

Кузьмин Александр Андреевич трудовую деятельность начал на железнодорожном транспорте в 1963 году после окончания Горьковского профессионально-технического училища № 24 в должности помощника машиниста электровоза.

Постоянно повышал уровень своей квалификации, работая: помощником машиниста электровоза, машинистом электровоза 1 класса, машинистом-инструктором локомотивных бригад, заместителем начальника локомотивного депо Горький-Московский.

Без отрыва от производства в 1969 году закончил Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта и получил специальность инженера путей сообщения электромеханика.

В июле 1980 года назначается ревизором по безопасности движения поездов Горьковского отделения Горьковской железной дороги, заместителем начальника отделения - ревизором по безопасности движения поездов, а затем начальником локомотивного депо Горький-Сортировочный.

С июля 1993 г. по май 1997 г. Кузьмин А.А. работал в должности заместителя начальника управления Горьковской железной дороги.

С мая 1997 года Кузьмин А.А. назначен директором МУП «Нижегородский метрополитен».

Под его непосредственным руководством велись работы по пуску в эксплуатацию совмещенной трансформаторной подстанции на территории электродепо «Пролетарское», закончено строительство мастерских по ремонту оборудования вагонов. Внедрена в эксплуатацию автоматизированная система диспетчерского управления АСУ «Сантехника» на базе телемеханики «Лисма» изготовлены и внедряются на станциях новые устройства контроля прохода в тоннель, приборы учета энергии на всех станциях и объектах метрополитена. Освоена технология нанесения гидроизоляционных материалов на поверхность тоннелей выполненных из прессбетона. Весь парк подвижного состава оборудован системой АРС «Днепр».

В период его работы построен 10-ти этажный 104-х квартирный дом для работников метрополитена.

За долголетний и добросовестный труд на железнодорожном транспорте и метрополитене Кузьмин А.А. награжден знаком «Почетному железнодорожнику», медалью «Ветеран труда», именными часами Министра путей сообщения.

Кузнецов Геннадий Иванович родился 14 мая 1956 года рождения.

После окончания Орловского техникума железнодорожного транспорта в 1975 году начал свою трудовую деятельность электромехаником в Кромском электротехническом участке связи.

Работал на различных должностях в области связи и СЦБ от электромеханика до инженера-электромеханика.

Без отрыва от производства в 1998 году окончил Московский инженерно-строительный университет по специальности теплоэнергетическое строительство и получил квалификацию инженер-электрик.

В строительной отрасли он прошёл путь от главного энергетика до директора завода ЗКПД-5 ассоциации «Металлургстрой».

На базе Горьковского завода «Сокол» в 2001 году под его руководством было создано предприятие ОАО «Нижегородский троллейбус» по производству и ремонту троллейбусов, где он занимал должность Генерального директора.

В 2002 году Геннадий Иванович назначается директором департамента транспорта и связи администрации г. Н.Новгорода.

В своей работе он особое внимание уделяет безопасности движения транспорта, обучению кадров.

С 06.01.2004 года он назначен директором МП «Нижегородский метрополитен».

Под его непосредственным руководством внедрена новая система КАС-ДУ, ведется большая работа по усилению тоннельной обделки. Ведутся работы по внедрению новых устройств контроля прохода в тоннель, установке новых приборов учета энергии на всех объектах метрополитена, внедрена система видеонаблюдения на станциях метрополитена.

За свою деятельность по развитию метрополитена Кузнецову Г.И. присвоено звание почетный работник метрополитена.

Особые технические решения и технологии, примененные и применяемые при эксплуатации метрополитена, характерные для нашего города:

  • регулярное движение поездов было открыто без использования светофоров, только с применением АЛС-АРС;
  • применение монолитной пресс-бетонной обделки;
  • ремонт монолитной пресс-бетонной обделки.

Значимые факты истории метрополитена:

Перспективы создания новых технических систем на метрополитене:

  • системы видеонаблюдения на станциях и в вагонах метрополитена;
  • комплексной автоматизированной системы диспетчерского управления (КАС ДУ);

Перспективы развития метрополитена:

  • Приобретение 15 вагонов метрополитена;
  • Внедрение автоматической системы контроля оплаты проезда пассажиров (АСКОП);
  • Внедрение автоматизированного рабочего места ДСЦП ст. Бурнаковская;
  • Капитальный ремонт вагонов метрополитена;
  • Приобретение вагономоечной машины;
  • Реконструкция очистных сооружений электродепо «Пролетарское»;
  • Капитальный ремонт тоннельной обделки из МПБО;
  • Строительство павильона на сходе №5 ст. Чкаловская, на сходе №2 ст. Ленинская;
  • Приобретение тренажера для обучения машинистов электропоездов;
  • Строительство спортивной площадки;
  • Развитие системы КАС ДУ;
  • Переход на бесстыковые рельсовые цепи;
  • Ввод в эксплуатацию ст. Горьковская;
  • Приобретение и монтаж регистратора параметров движения поездов.


Основные т/э характеристики

Контакты:

официальный сайт:    http://metronn.ru

email: metro@sandy.ru; metro@metronn.ru

секретарь    8(831)245-57-80, факс 8(831)245-58-09