Подробная информация о Московском метрополитене

Начальник Московского метрополитена Виктор Николаевич КозловскийМосковский метрополитен, введенный в эксплуатацию в 1935 году, сегодня является наиболее эффективным видом общественного транспорта Москвы, крупнейшим метрополитеном России, одной из крупнейших внеуличных транспортных сетей в мире. На сегодняшний день доля Московского метрополитена в перевозке пассажиров среди предприятий городского пассажирского транспорта столицы составляет 56%. В настоящее время Московский метрополитен имеет сеть из 13 линий общей протяженностью 327,1 км со 196 станциями и 17 электродепо, обеспечивающие перевозку в будние дни от 8 до 9 млн. пассажиров ежедневно. Для достижения необходимого сообщения на метрополитене действуют 26 пересадочных узлов в составе 66 станций, услугами которых пользуются ежедневно 5,8 млн. пассажиров или свыше 60 процентов всего пассажиропотока. Вагонный парк составляет более 4,5 тыс. вагонов. Ежедневно по линиям метрополи­тена пропускается свыше 9,5 тысяч поездов, на линию выпускается 530 составов. По результатам сравнительного анализа деятельности по перевозке пассажиров различными видами транспорта столицы деятельность ГУП «Московский метрополитен» оценивается максимальным количеством баллов. Московское метро успешно сочетает комфорт перевозок со скоростью передвижения, пассажирские технологии постоянно совершенствуются, особое внимание уделяется постоянному повышению уровня безопасности и надежности перевозок, в которых метрополитен превосходит все виды общественного транспорта столицы – график движения выполняется на 99,98% при минимальном интервале движения 89 секунд.

 

На открытии станции Новокосино

Метрополитен ежегодно улучшает качественные и основные количественные показатели своей деятельности. За 76 лет непрерывной работы  Московский метрополитен прочно занял первое место в транспортном обслуживании горожан и стал популярным видом транспорта благодаря четкости его работы, высокой культуре обслуживания пассажиров, оригинальности оформлении станций. Миллионы пассажиров, ежедневно пользующихся услугами метрополитена, по достоинству оценили преимущества метро перед другими видами городского транспорта. Это и независимость работы метро от транспортной ситуации на дорогах города, а, соответственно, отсутствие проблемы «пробок»,  и высокая регулярность движения поездов, и возможность обеспечить быструю доставку большого количества пассажиров из одного района Москвы в другой. Большое значение имеют высокая протяженность линий и стоимость поездки, не превышающая стоимости проезда на любом виде общественного наземного или частного транспорта.

Схема линий скоростного транспорта

Схема линий скоростного транспорта Москвыкарта

Чтобы идти в ногу со временем, справляться с растущими нагрузками и высоким пассажиропотоком в метрополитене постоянно проводится модернизация имеющихся систем. Это обновление, реконструкция и ремонт сооружений, подвижного состава, строительство новых линий и многое другое. Совершенствуется и оплата проезда: так, пассажирам был предложен новый вариант оплаты проезда с помощью специальной банковской карты, для создания дополнительных удобств был введен совместный проездной билет на два вида транспорта – метрополитен и поезда «Аэроэкспресса». Совместно с ОАО «МобильныеТелеСистемы» метрополитен запустил тестовую эксплуатацию комплексного решения по оплате проезда в метро при помощи мобильного телефона. Также в метрополитене идет обширная программа по установке новых автоматов по продаже билетов: планируется установить 1200 шт. малофункциональных автоматов по продаже билетов на 1 и 2 поездки и 300 полнофункциональных автоматов по продаже проездных билетов и пополнения услуг на транспортных картах. Эти автоматы позволят уменьшить очереди в кассы и улучшить культуру обслуживания пассажиров.   Поэтапно обновляется подвижной состав метрополитена: прошли испытания принципиально новые современные вагоны модели 81-760/761, которые со временем придут на замену устаревшему подвижному составу. На новом подвижном составе будет применена современная система вентиляции, салоны вагонов будут оборудованы системой обеззараживания воздуха на основе ультрафиолетового излучения. Весь новый подвижной состав будет оборудован системой эвакуации пассажиров в тоннеле в экстренных ситуациях. Новые вагоны будут оборудованы модернизированной системой салонного видеонаблюдения с передачей изображения на пульт управления машиниста и в ситуационный центр метрополитена. В салонах вагонов  также будет применена новая конструкция прислонно-сдвижных дверей с индивидуальной системой противозажатия.

В 2011 году на Кольцевой линии завершалась поэтапная замена парка подвижного состава новыми вагонами типа «Русич». Среди прочего, модернизированный «Русич» отличается от вагонов предыдущей серии повышенной комфортностью и безопасностью, увеличенным количеством дверей, повышенной вместимостью и наличием кондиционеров.

На основании разработанной перспективной программы модернизации вентиляционных шахт, с 2005 года ведутся ежегодные плановые работы по замене старотипных вентиляционных агрегатов ЦАГИ на современные, более эффективные вентиляторы ВОМ-20, ВОМ-16Р и ВГПМ-20. Проведение данных работ необходимо для повышения производительности и надежности работы тоннельной вентиляции, улучшения параметров воздушной среды в тоннелях и на станциях метрополитена, обеспечения безопасной эвакуации пассажиров и дымоудаления в аварийных случаях. За период 2005 – 2011 гг. была произведена модернизация 157 агрегатов на 84 вентиляционных шахтах. К 2012 г. осталось выполнить работы по замене 139 агрегатов на 73 вентиляционных шахтах. Работы по замене старотипных агрегатов планируется завершить в 2013 году.

С 1987 года на Московском метрополитене ведётся большая работа по замене морально устаревших и физически изношенных эскалаторов на современные эскалаторы, изготавливаемые промышленностью. На сегодняшний день на 3-х станциях метрополитена «Парк Культуры» (большой и малый наклон), «Медведково» и «Бабушкинская» ведутся работы по монтажу новых эскалаторов. В 2012 году планируется начать замену эскалаторов на 2-х станциях метрополитена: «ВДНХ» и«Красные ворота».

Комплексная реконструкция системы электроснабжения проводилась при увеличении на линиях парности движения поездов, появлении новых вагонов с большей мощностью двигателей, введением на линиях новых технических средств управления движением поездов. Прошли несколько этапов модернизации системы телемеханики, обеспечивающие дистанционное, с единого диспетчерского пункта, управление и контроль над системой электроснабжения. В рамках работ по модернизации устройств освещения станций осветительные приборы с лампами накаливания заменяются компактными люминесцентными, энергосберегающими и светодиодными лампами. При проведении реконструкции и замены указанных выше видов оборудования, одновременно менялись схемы управления, сигнализаций и защит, питающие кабельные линии.

Многое сделано также и в области справочно-информационного обслуживания пассажиров. Так, у вестибюлей станций размещены наружные информационные установки со схемой скоростного транспорта Москвы и картой прилегающей территории. На всех вестибюлях расположены уголки информации для пассажиров, терминалы для проверки проездных документов. На вестибюлях и платформах каждой станции метрополитена установлены колонны экстренного вызова. В настоящее время прорабатывается вопрос о внесении в информационные указатели латинской транслитерации. Службой сигнализации и связи планируется продолжить оснащение существующих колонн экстренного вызова схемами метрополитена и на вновь вводимых станциях.  На станциях «Киевская», Смоленская», «Арбатская», «Александровский сад», «Выставочная» и «Международная» Филёвской линии установлены дополнительные информационные табло, информирующие пассажиров о времени прибытия следующего поезда.

В соответствии с решением Правительства г. Москвы вблизи станций метрополитена организуется сеть перехватывающих парковок. Для реализации этого важного для города проекта в Московском метрополитене организована Служба эксплуатации парковок, совместно с префектурами Административных округов определены земельные участки для организации и оборудования парковок. Все работы по оборудованию парковок автоматизированными парковочными  системами, системами  видеонаблюдения, ограждением и организацией движения автотранспорта производит Московский метрополитен.

Развитие метрополитена невозможно без всестороннего сотрудничества. В настоящее время у метрополитена уже имеется положительный опыт государственно-частного партнерства. Пример – строительство станции «Мякинино» Митинско-Строгинкой линии. На городские средства проложена линия метро, а на средства инвестора построена сама станция. Прорабатывается вопрос с зарубежными партнерами строительства новых линий метрополитена в восточном направлении города, в частности  участка «Авиамоторная» - «Люберецкие Поля».

В метрополитене непрерывно ведется работа по улучшению культуры и качества обслуживания пассажиров. С 2005 года работает официальный сайт московского метрополитена, ставший за время своего функционирования мощным информационным каналом по освещению работы метрополитена и взаимодействию с пассажирами и журналистами. Для совершенствования системы контроля закупок и работы с поставщиками запущен портал torgi-mosmеtro.ru . С 2010 года Московский метрополитен открыл горячую линию для связи с пассажирами, где любой желающий может получить информацию о работе метрополитена в круглосуточном режиме.

Метрополитен – сложнейшая транспортная система, требующая максимального внимания к вопросам обеспечения общественной безопасности. Одним из главных направлений в работе Московского метрополитена остается совершенствование систем безопасности и  высокая динамика развития связанных с ней технологий. В 2005 году в метрополитене открылся Ситуационный центр, куда в реальном времени стекается вся информация о работе транспортной системы. Благодаря его работе удалось значительно повысить оперативность принятия решений, а также создать мощную базу для анализа всего, что происходит в метро. Важную роль в вопросе обеспечения безопасности пассажиров играет видеонаблюдение, которое позволяет своевременно реагировать на случаи правонарушений на территории метрополитена. Кроме того, при помощи видеонаблюдения проводится выборочный контроль станций и вестибюлей метро, организации пассажиропотоков, санитарного состояния объектов метрополитена. Новейшую систему безопасности на основе передовых технологий апробировали на станции «Охотный ряд» с целью выработки предложения по созданию комплексной системы безопасности Московского метрополитена.

В Московском метрополитене реализуется множество мероприятий для улучшения качества обслуживания людей с ограниченными возможностями. Например, в целях дополнительного обеспечения безопасности пассажиров, в том числе слепых и слабовидящих лиц, все подземные станции метрополитена оснащены системой звукового оповещения о прибытии поезда. Для удобства пассажиров, в том числе глухих и слабослышащих, более 600 вагонов метрополитена и Монорельсовой транспортной системы оснащены визуальными устройствами, информирующими о пути следования поезда. Также, новые модификации вагонов метрополитена, поступающие в эксплуатацию с 2008 года, оборудованы системой световой сигнализации, которая предупреждает плохо слышащих людей о начале закрытия дверей. Более 250 лестничных сходов оборудованы пандусами для спуска/подъёма детских колясок и сумок-тележек. Станции метрополитена поэтапно оснащаются ограничительными линиями для тактильного восприятия и световыми ограничительными линиями, края ступеней на эскалаторах метрополитена обозначаются ярко-жёлтой маркировкой. Проводятся работы по комплексному приспособлению станций Монорельсовой транспортной системы для маломобильных лиц, в том числе инвалидов-колясочников. До 2004 года  в качестве «пилотных» объектов были оснащены лифтами наземные станции Бутовской линии метрополитена и Монорельсовой транспортной системы. В последующие годы лифтами для удобства маломобильных лиц ими оснащены станции «Кунцевская», «Строгино», «Славянский бульвар», «Волоколамская», «Мякинино», «Митино» Арбатско-Покровской линии, «Достоевская» и «Марьина Роща» Люблинско-Дмитровской линии. Все вновь спроектированные и строящиеся станции Московского метрополитена будут также оборудоваться лифтами.

Решающим фактором для достижения нормального транспортного обслуживания города является расширение сети метрополитена, приход его в отдаленные районы, создание дополнительных распределительных линий скоростного типа и новых пересадочных узлов вне центра города и соединительных участков метрополитена в  его периферийных частях. Реализация этих, а также многих дру­гих технических и организационных ме­роприятий позволяет повышать безопас­ность, качество и культуру обслуживания пассажиров на Московском метрополите­не.

Трудно назвать другую отечественную отрасль, которая разработала и внедрила бы такое количество современных систем, как метрополитен. Благодаря Международной ассоциации «Метро» между метрополитенами России и мира сохраняются и развиваются партнерские связи, продолжается обмен передовым опытом. Проведение ассоциацией мероприятий для специалистов метрополитенов позволяет эффективно обобщать результаты работы, продолжать развитие и совершен­ствовать работу метрополитенов, постоянно повышая бе­зопасность, качество и культуру обслужи­вания пассажиров.

Основные т/э характеристики

Контакты:

Управление Московского метрополитена расположено по адресу: 129110, Москва, Проспект Мира, дом 41, стр. 2 (станция «Проспект Мира» - радиальная).

сайт:   www.mosmetro.ru

«Горячая линия» Московского метрополитена   +7 (499) 787-25-86

Справочная метрополитена   +7 (495) 688-03-25, +7 (495) 622-15-68

Пресс-служба метрополитена   +7 (495) 684-96-20

Приемная Начальника метрополитена   +7 (495) 622-10-01