Подробная информация о Минском метрополитене

 История строительства

Постановление о строительстве метрополитена в столице БССР г.Минске было принято Советом  Министров  СССР  4  февраля  1977 года и уже 3 мая 1977 года было начато его строительство, а 4 ноября 1977 года со строительной площадки будущей станции метро «Парк Челюскинцев» начаты работы по проходке тоннелей. 30 июня 1984 года, в канун 40-й годовщины освобождения г. Минска от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны, началось регулярное движение поездов Минского метрополитена на первой линии от станции «Институт Культуры» до станции «Московская», протяженностью 7,84 км с восьмью станциями и электродепо «Московское».

Эксплуатация первого участка линии метро от станции «Институт Культуры» до станции «Московская», показала необходимость продления линии и, в 1986 году был введен в эксплуатацию участок от станции «Московская» до станции «Восток» протяженностью 1,71 км.

С 1985 года было начато строительство первого участка второй линии метро от станции «Тракторный завод» до станции «Фрунзенская», протяженностью 6,12 км с шестью станциями, который вводится в постоянную эксплуатацию в 1990 году.

Далее были введены в эксплуатацию: в 1995 году – участок продления второй линии от станции «Фрунзенская» до станции «Пушкинская», протяженностью 2,92 км с двумя станциями; в 1997 году – участок продления второй линии от станции «Тракторный завод» до станции «Автозаводская», протяженностью 3,55 км с двумя станциями; в 2001 году  –участок продления второй линии от станции «Автозаводская» до станции «Могилевская», протяженностью 1,796 км; в 2003 году – электродепо «Могилевское»; в 2005 году – участок продления второй линии от станции «Пушкинская» до станции «Каменная Горка», протяженностью 3,93 км с тремя станциями; в 2007 году – участок продления первой линии от станции «Восток» до станции «Уручье», протяженностью 2,69 км с двумя станциями, в 2012 году участок продления первой линии метрополитена от станции «Институт Культуры» до станции «Петровщина», протяженностью 5,12 км. с тремя станциями и 3 июня 2014 г. – участок продления первой линии метрополитена от станции «Петровщина» до станции «Малиновка», протяженностью 1,85 км. .

Отличительной особенностью строительства Минского метрополитена явилось небольшая глубина заложения станций. Из-за высокого уровня подъема грунтовых вод станции пришлось размещать буквально сразу под земной поверхностью, всего на глубине 10-17 метров. Нередко строительство сопровождалось плывунами. Немало трудностей создавали и инженерные коммуникации. Чтобы не повредить архитектурный ансамбль Минска, в особенности в исторической части города, прокладку тоннелей и строительство станций пришлось вести с высокой степенью надежности и точности. И, тем не менее, метро было принято в эксплуатацию с общей оценкой «отлично». Такую же оценку поставили Минскому метрополитену и пассажиры, которые в первые дни его эксплуатации написали сотни благодарностей. Опускаясь впервые в подземку, люди попадали буквально в подземные дворцы. Ведь каждая станция имела свое неповторимое архитектурное лицо. Но все же главное было в том, что с пуском метрополитена была решена нелегкая транспортная проблема. Еще в бытность существования СССР в Минске располагалось порядка 150 крупных заводов, фабрик, трестов. И наземный общественный транспорт буквально задыхался от перегруженности. С момента пуска Минского метрополитена эта проблема успешно решается, а метро стало популярнейшим видом общественного транспорта. Уже за первый год его услугами воспользовалось 80 миллионов человек.

 

Сегодняшний день

В настоящее время эксплуатационная длина двух линий Минского метрополитена в двухпутном исчислении составляет 37,28 км с 29 станциями, из них 15 станций расположены на 1-й (Московской) линии и 14 на 2-й (Автозаводской) линии метрополитена.

 

 

Станции Московской линии

Метрополитен наиболее комфортабельный, надежный, экологически чистый вид городского пассажирского транспорта с достаточно высокой скоростью перевозки пассажиров начинает свою работу в 5 час. 30 мин. и заканчивает в 1 час ночи. Интервалы движения поездов в час «пик» составляют 2,0 минуты на 1-й и  2-й линиях метрополитена. 

Общий объем перевозок за 2014 г. составил 318,5 млн. человек, а среднесуточная перевозка – 872,7 тыс. пассажиров. 

Удельный вес метрополитена в перевозках пассажиров  городскими видами транспорта за 2014 г. составил 38,4 %.

С начала эксплуатации среднесуточная перевозка пассажиров возросла более чем в четыре раза – с 207 тыс. чел. в 1984 г. до 872,7 тыс. чел. в настоящее время и значительно превысила проектные прогнозные показатели пассажиропотоков на линиях.

В 1984 году Минский метрополитен стал 9-м метрополитеном на территории СССР, а сегодня, несмотря на относительную молодость по объемам перевозок занимает 4-е место среди 16 метрополитенов бывшего Союза, уступая только Москве, Санкт-Петербургу, Киеву.  

Инвентарный парк вагонов составляет 361 единица, из которых  сформированы 37 (1-я линия) и 35 (2-я линия) пятивагонных состава. 

По одному из вестибюлей восьми станций и оба вестибюля станции «Октябрьская» оборудованы 31-м эскалатором.

 Станции Автозаводской линии

Действующие участки линий Минского метрополитена оборудованы маршрутно-релейной централизацией, бесстыковыми рельсовыми цепями с системой интервального регулирования АЛС-АРС и упрощённой автоблокировкой.

В качестве систем диспетчерского управления движением поездов на первой линии метрополитена используется диспетчерская централизация на базе аппаратуры КАС-ДУ-ДЦМ, а на второй линии – на базе аппаратуры ДЦ «Минск».

Для управления объектами электроснабжения, инженерно-техническими устройствами и эскалаторами, используется модернизированная  система диспетчерской  централизации «Лисна-М».

На подвижном составе используются устройства АЛС-АРС на базе электронной аппаратуры «Барс», разработанной инженерным центром «Фларс».

Для улучшения качества восприятия информации на головных вагонах электропоездов установлены светодиодные указатели маршрутов и конечных станций линий.

На базе электродепо «Могилевское» организован участок по капитальному ремонту подвижного состава.

Для очистки вагонного и подвагонного оборудования в электродепо используются вакуумные установки.

Все станции метрополитена оборудованы системой цветного видеонаблюдения с регистрацией событий в режиме реального времени       24 кадра в секунду, их архивацией не менее 72 часов и передачей информации в инженерный корпус метрополитена на рабочие места поездных диспетчеров, диспетчеров электромеханической службы и дежурного по ОВД. Для архивации событий применяются видеорегистраторы «Videonet».

В настоящее время выполняются работы по модернизации существующей системы видеонаблюдения, с установкой на входных зонах станций и в подземных пешеходных переходах цифровых камер более высокого разрешения и архивацией событий в течение 30 суток, и созданию ситуационного центра метрополитена.

На метрополитене проводится плановая реконструкция устройств пожарной автоматики с истекшими сроками эксплуатации, вагоны  подвижного состава оборудуются системой автоматического пожаротушения «Игла».

При реконструкции систем поездной, технологической радиосвязи и местной станционной связи, произведена укладка щелевого кабеля и замена парка стационарных и мобильных радиостанций диапазона КВ на радиостанции диапазона УКВ, установлены мини АТС «Мультиком»  вместо коммутатора местной связи АТС, что позволило значительно повысить качество радиосвязи, в особенности поездной.

 

Инженерный корпус Минского метрополитена

Для организации административно-   хозяйственной связи, в дополнение к центральной цифровой АТС инженерного корпуса типа «Коралл» емкостью 2250 №№,  на каждой станции установлены мини АТС «Коралл» емкостью 56 №№.

Через мини АТС «Коралл» кроме административно - хозяйственной связи

          Инженерный корпус Минского метрополитена                     организована  оперативная

мобильная станционная связь в стандарте «Dect» и экстренная связь пассажиров с милицией и дежурным персоналом метрополитена.

Все станции метрополитена оборудованы радиотелефонной связью стандарта GSM-900 трех операторов сотовой связи, наиболее распространенных на территории Республики Беларусь.

В устройствах электроснабжения объектов метрополитена  используются распредустройства РУ-10 кВ. фирмы АББ, РУ-825 фирмы «Плутон Энерго», аккумуляторы «Хоппеке» и муфты «Райхем».

Проводятся работы по формированию комфортной среды жизнедеятельности для инвалидов и других физически ослабленных лиц.

С 2001 года строящиеся станции оборудуются лифтами и подъемными платформами для инвалидов-колясочников, выполняются работы по установке подъемных платформ вертикального и наклонного исполнения на станциях метрополитена, введенных в эксплуатацию до 2001 года.

Систематически проводятся работы по нанесению (обновлению) контрастных цветовых полос желтого цвета на верхнюю и нижнюю ступени лестничных маршей по пути следования от входа в подземный пешеходный переход до платформы станций и на входные площадки эскалаторов и лифтов.

На всех станциях метрополитена, силами эксплуатационного персонала службы пути и тоннельных сооружений, на краях пассажирских платформ произведено устройство шуцлиний из рельефного кераммогранита желтого цвета.

На двери метро, установленных на входах и выходах из вестибюлей станций, и в павильонах над входами в подземные пешеходные переходы нанесены контрастные надписи предупреждающего характера.

В подземных пешеходных переходах и на платформах станций установлены переговорные устройства для связи с физически ослабленными лицами и инвалидами-колясочниками, начаты работы по оборудованию станций речевыми информаторами для ориентирования инвалидов по зрению.

При строительстве новых и реконструкции действующих станций  применяются системы автономного теплоснабжения на базе тепловых насосов, электрокотлов, утилизаторов тепла и электрических тепловых завес.

Входы строящихся и действующих станций оборудуются крытыми павильонами с установкой дверей типа «Метро».

На новых станциях  устройство павильонов осуществляется в ходе  строительства, на действующих станциях – за счет финансовых средств инвесторов, которым разрешено в комплексе с устройством павильонов  строительство объектов торговли.

Для устройств верхнего строения пути электродепо  разработана и используется железобетонная  шпала «метро» под кронштейн контактного рельса.

На нижнем уровне автоматизированной системы контроля оплаты проезда пассажиров используются автоматизированные контрольные пункты АКП-2004 и ПКА-2004, разработанные с применением современной электроники на базе АКП-73 и ПКА-73.

АКП-2004 оборудованы ридерами считывания магнитных и бесконтактных карт  и жетоноприемниками.

В качестве платежных средств  для пассажиров используются:

 

а) Жетон – оплачивает одну поездку;

б) SMS-билетоплачивает одну поездку;

в) Проездной билет на бесконтактной смарт-карте КУП «Минский метрополитен» (радиокарта):

На месяц – действителен в течение календарного месяца; ограничение: не более 120 поездок.

На полмесяцадействителен с 1 по 15 число, с 16 числа до конца месяца.

Декадныйдействителен с 1 по 10 число, с 11

по 20 число,с 21 числа до конца месяца; ограничение: не более 42 поездок.

На 10,15,30 дней – дата начала срока действия может быть определена пассажиром при покупке билета.

– На 5,10,20,30,40,50,60 поездок – срок действия 60 дней с учетом дня реализации.

по 20 число,с 21 числа до конца месяца; ограничение: не более 42 поездок.

На 10,15,30 дней – дата начала срока действия может быть определена пассажиром при покупке билета.

– На 5,10,20,30,40,50,60 поездок – срок действия 60 дней с учетом дня реализации.

 

г) Проездной билет на бесконтактной смарт-карте государственного предприятия «Минсктранс» (на бесконтактной смарт-карте реализуются совмещенные проездные билеты и проездные билеты на наземный пассажирский транспорт): 

На месяц – действителен в течение календарного месяца; ограничение: не более 120 поездок.

На полмесяцадействителен с 1 по 15 число, с 16 числа до конца месяца.

Декадныйдействителен с 1 по 10 число, с 11 по 20 число, с 21 числа до конца месяца; ограничение: не более 42 поездок.

– На 5,10,20,30,40,50,60 поездок – срок действия 60 дней с учетом дня реализации.

 

 

Служебные проходы  оборудованы датчиками подсчета пассажиров.

Работой АКП и ПКА управляет АРМ станции, продажа бесконтактных радиокарт осуществляется через АРМ инициализации и POS - терминалы.

Для обучения машинистов в электродепо применяются тренажерные комплексы на базе ПЭВМ со специализированным программным обеспечением.

Большое внимание уделяется безопасности Минского метрополитена. В 2012 году в государственном предприятии «Минский метрополитен» была создана собственная служба по безопасности Минского метрополитена.

Задачами службы безопасности являются: принятие предупредительных мер по защите объектов метрополитена от актов незаконного вмешательства и несанкционированного проникновения; реализация мер, направленных на обеспечение безопасности перевозочного процесса на метрополитене; повышение антитеррористической защищенности и эффективности контроля над выполнением установленных режимных мероприятий на объектах метрополитена; контроль за соблюдением пассажирами  Правил пользования метрополитеном; предупреждение правонарушений и нарушений установленного порядка пользования метрополитеном; проведение выборочного досмотра вещей и документов пассажиров.

Для повышения качества и эффективности досмотровых мероприятий в 2014 году закончено строительство 24 зон досмотра на 14 станциях метрополитена с установкой на каждой зоне досмотра: арочного многозонного металлодетектора, рентгеновской установки (сканера), системы видеонаблюдения. В 2015 году запланировано строительство 20 зон досмотра на 11 станциях.

В 2013 году с использованием на вестибюле № 1 станции «Октябрьская» опытного участка досмотра пассажиров, их багажа и ручной клади, проведено 52095 досмотровых мероприятий с помощью рентгеновской установки (сканера) для досмотра багажа; 2187 досмотровых мероприятий с участием сотрудников УВД; выявлено и передано сотрудникам милиции 36 лиц, пытавшихся провезти запрещенные к провозу предметы (пневматических пистолетов – 8, спортивных пистолетов – 1, кастетов – 5, травматических пистолетов – 4, патронов – 121 и др.).

 

 III. Перспективы развития

На основании генерального плана г. Минска, разработана «Комплексная транспортная схема г.Минска», частью которой является «Схема развития Минского метрополитена». По плану Минский метрополитен будет состоять из четырех линий общей протяженностью 77,1 км и насчитывать 58 станций.

Первая линия (20,8 км) будет иметь 16 станций. Она свяжет жилые массивы юго-западной и северо-восточной частей с центром и железнодорожным вокзалом.

Вторая линия (20,3 км) с 16 станциями свяжет жилые районы северо-западной части города с центром и промышленной зоной, находящейся на юго-востоке. В будущем возможно продление 2-й линии в западном направлении станцией «Красный Бор», в юго-восточном направлении станцией «Шабаны».

Существуют планы строительства ещё двух линий (3-й и 4-й), их открытие запланировано на 2017—2035-е годы.

Третья линия протяжённостью 17,2 км с 14 станциями свяжет микрорайон Зелёный Луг через центр города с микрорайоном Курасовщина. Первую очередь третьей линии метрополитена планируется ввести в строй в 2017 году. Этот участок будет включать четыре станции («Вокзальная», «Площадь Богушевича», «Юбилейная площадь», «Ковальская Слобода»), две из них пересадочные, станция «Юбилейная площадь» со станцией "Фрунзенская" (вторая линия) и станция «Вокзальная» со станцией "Площадь Ленина" (первая линия), это создаст треугольник пересадок, пересекая 1-ю и 2-ю линии метрополитена, что позволит разгрузить пересадочный узел «Октябрьская – Купаловская». Станции «Аэродромная», «Неморшанский сад» и «Слуцкий Гостинец», а также депо планируется построить к 2020 году.

Подготовительные работы по строительству третьей линии начаты во второй половине 2013 года. Станции «Вокзальная», «Площадь Богушевича», «Юбилейная площадь» будут размещены на глубине около 20 метров, благодаря чему они станут самыми глубокими во всём метрополитене. Третью линию планируется оснастить автоматизированными поездами, а также автоматическими дверьми для предотвращения падений на рельсы и траволатором (горизонтальным аналогом эскалатора) длиной 100 метров и скоростью движения 1 м/с.

Четвертая линия минского метро протянется на 15 км и будет состоять из 9 станций. Линия будет проходить от площади Бангалор под ул. Сурганова через пересадочную станцию «Академия наук», далее под ул. Ботанической, ул.Уральской, пересечётся на станции «Тракторный завод» со второй линией и пройдёт через микрорайон Серебрянка до микрорайона Чижовка.

Основные т/э характеристики

 

сайт: http://www.minsktrans.by/structure/metro

адрес: Республика Беларусь, 220030, г. Минск, пр. Независимости, 6
Телефон/факс: 219-50-09 / 200-51-22
E-mail:
metro@minsktrans.by,      metro@mail.bn.by