Коммунальное предприятие "Киевский метрополитен"

 

История и современность.   

Метрополитен, без сомнения, самый востребованный в условиях нашего города вид общественного транспорта. Сегодня представить эффективную комплексную сеть городского пассажирского транспорта в Киеве без метрополитена просто невозможно.  

Поскольку с каждым годом количество наземного транспорта  возрастает, приоритетная роль метрополитена в общей системе функционирования столичного транспортного комплекса заключается в уменьшении  нагрузок на основные магистрали. Удельный вес пассажирских перевозок Киевским метрополитеном в общем объёме перевозок всеми видами городского пассажирского транспорта обычного режима  составляет почти 50 %.  В сравнении с другими метрополитенами стран СНГ – это один из самых высоких показателей. Столь важная транспортная артерия просто обязана быть надёжной, мобильной, комфортабельной и безопасной, так как даже минимальные сбои в ее работе могут попросту парализовать город.    

Немного истории…

        Метрополитен в Киеве мог появиться много лет назад, вслед за первым  в мире  - Лондонским. 

Впервые в Киеве об участке железной дороги в тоннеле упоминалось в 1884 году. Одним из насущных вопросов, связанных с развитием промышленности  города, было соединение пристани на р. Днепр  с Киевским железнодорожным узлом.  Предложение долго обсуждалось,  но Городская Дума его отклонила. Неизвестно каким  образом отразилось бы осуществление проекта в целом на жизни города, но к строительству настоящего метро подтолкнуло бы непременно. Впрочем, условного наклонения история не имеет.

Реальная возможность сооружения метрополитена в Киеве появилась в сентябре 1916 года, когда к городскому Голове обратился председатель  правления Киевского отделения Русско-Американской торговой  палаты с предложениями по улучшению транспортного сообщения в городе. Он писал: «Развитие Киева идет последнее время чисто американским темпом, как  в отношении  прироста  населения, так и развития  кипучей торгово-промышленной деятельности. Своеобразные условия Киева -  отдаленность жилых кварталов от коммерческого центра, раскинутость города, его гористое  положение,  преимущественно коммерческий  характер населения -  все это выдвигает вопрос о дешевом, скором и безопасном сообщении. Киевский  городской трамвай не отвечает в настоящее время ни одному из этих условий. Единственным выходом из создавшегося  положения является постепенный переход  от наземного  трамвая -  к  подземному …».

Представитель Русско-Американской торговой Палаты, предлагая Киеву  услуги, хорошо понимал сложности с финансированием и обещал «попытаться устранить  эту трудность, путем привлечения сравнительно  дешевого американского капитала», а также просил Городскую  Думу сообщить  свое  отношение  к сооружению  метрополитена вообще, и к американским деньгам  в частности.

Городская Дума, детально обсудив предложение Палаты, принципиально  согласилась на  привлечение американского капитала в дело  оборудования Киева быстроходными путями сообщения, но при участии Городского управления, считая  чистый концессионный способ организации  предприятий   неприемлемым.

Русско-Американская торговая Палата, рассчитывавшая именно на концессию, все же не отказалась от своих планов и в январе 1917 года запросила статистические данные по Киеву, – планировалось развернуть в Америке агитацию по привлечению капитала для строительства метрополитена в Киеве. Такими были самые первые шаги к сооружению Киевского метро, оставшиеся нереализованными из-за революционных событий 1917.

И всё-таки, в июне 1918 года о метрополитене заговорили вновь. Гетман Украинской державы Павел Скоропадский решил построить в Киеве правительственный центр с гетманским дворцом,  учреждения, институты Академии наук, центральный рынок, а также улучшить транспортное сообщение строительством трамвайных путей и … метрополитена.

Однако и этим радужным перспективам не суждено было осуществиться, в декабре 1918 года власть сменилась – от гетмана Скоропадского перешла к Директории Симона Петлюры.

Прошло еще, без малого, 20 лет, пока планы о строительстве метро в Киеве начали приобретать определенную реальность.

9 июля 1936 года Киевский городской Совет рассмотрел дипломную работу выпускника Московского института инженеров транспорта Папазова  «Проект Киевского метрополитена», отметив, что «автор удачно подошел к разрешению проблем устройства внутригородского транспорта и разработке отдельных практических вопросов схемы метрополитена».

Два года спустя,  в 1938 году, с учётом стратегической значимости Киева и складывавшейся в Европе политической ситуации,  начались подготовительные  работы по прокладке трассы метрополитена, которые прервала Вторая мировая война…

Однако, понимая важность метрополитена, как транспортного средства, так и объекта гражданской обороны, еще до окончания войны, 5 августа 1944 года, Совнаркомом  СССР было принято Постановление «О строительстве метрополитена в г. Киев».

Непосредственно же строительство   Киевского метрополитена началось в 1949 году, когда из руин и пепла стал возрождаться древний город…

        Киевский метрополитен открыл свои двери для пассажиров 6 ноября 1960 года.  Это был участок первой  Святошинско-Броварской  линии длиной 5,2 км с 5-ю станциями («Вокзальная», «Университет», «Арсенальная», «Крещатик», «Днепр»). Инвентарный парк насчитывал 24 вагона. Размеры движения в часы пик составляли 15 пар 3-вагонных поездов в час. Среднесуточные перевозки – 130 тыс. пассажиров. На станциях первого участка работали 18 эскалаторов.

Появление нового вида городского общественного транспорта значительно разгрузило транспортную систему, обогатило столицу Украины подземным архитектурным ансамблем.

В дальнейшем, с развитием и строительством Киева, строился и столичный метрополитен: в 1976 году начата эксплуатация второй Куренёвско-Красноармейской  линии, в 1989 году открыто движение на третьей  Сырецко-Печерской  линии.

 

   При строительстве метро в Киеве было предложено немало новинок, получивших в истории метростроения название «киевских».

   Так, впервые в бывшем СССР в Киеве был создан и внедрен механизированный проходческий щит, для проходки тоннелей в вязких глинах,  применение  которого увеличило скорость проходки с 3 до 12м в сутки (между станциями "Крещатик" и "Университет")  и стало основой для разработки и внедрения комплексно-механизированной линии при сооружении перегонных тоннелей.

   Впервые в практике отечественного метростроения сварку рельсов начали производить непосредственно на месте их укладки рельсосварочной машиной, созданной в институте Б.Патона.

   Впервые (между станциями «Шулявская»  и  «Святошин») был применен  способ  роторного  бурения  водопонижающих  скважин  станком

   К 2/5-100. Позже этот метод был применен в Москве на станции «Автозаводская».

   Одной из ярких страниц в истории строительства Киевского метрополитена, и также впервые в практике отечественного метростроения, стала замена тюбинговой металлической оправы тоннелей блочной железобетонной, что снизило себестоимость строительных работ, повысило качество и надежность сооружений.  Еще одно оригинальное решение  –  купол наземного вестибюля станции «Крещатик» строили не цельным, как прежде на других станциях, а из сборного железобетона. Эксперимент удался и на станции "Университет" такой купол был построен уже вдвое быстрее и значительно дешевле.

   В летопись строительства Киевского метрополитена яркой страницей вошло строительство станции «Арсенальная». Подземный вестибюль станции «Арсенальная» был сооружен на поверхности, а затем опущен на проектную отметку в котлован с цельнозамороженными грунтовыми стенами. Здесь, опять  впервые, но уже в мировой практике, применено замораживание грунтов при сооружении комплекса станционных объектов. В дальнейшем замораживание нашло широкое применение при проходке грунтов, насыщенных водой и плывунами.

   Результатом общего напряжённого труда стал третий метрополитен  Советского Союза – Киевский, который сооружался как инженерно-транспортный и художественно-архитектурный комплекс столицы Украины.

Схема Киевского метрополитена

   Киевский метрополитен открыл свои двери для пассажиров 6 ноября 1960 года.  Это был участок первой  Святошинско-Броварской  линии длиной 5,2 км с 5-ю станциями («Вокзальная», «Университет», «Арсенальная», «Крещатик», «Днепр»). Инвентарный парк насчитывал 24 вагона. Размеры движения в часы «пик» составляли 15 пар 3-вагонных поездов в час. Среднесуточные перевозки – 130 тыс. пассажиров. На станциях первого участка работали 18 эскалаторов.

Появление нового вида городского общественного транспорта значительно разгрузило транспортную систему, обогатило столицу Украины подземным архитектурным ансамблем.

В дальнейшем, с развитием и строительством Киева,  строился и столичный метрополитен: в 1976 году начата эксплуатация второй Куренёвско-Красноармейской  линии, в 1989 году открыто движение на третьей  Сырецко-Печерской  линии.

СЕГОДНЯ Киевский метрополитен  имеет 3 действующие линии, эксплуатационная длина которых 67,6 км,  связанные 3-мя пересадочными узлами. К услугам пассажиров – 52 станции. В 2014 году метрополитеном перевезено 504 млн. пассажиров, за 10 месяцев текущего годf млн. пассажиров. В настоящее время услугами метрополитена ежедневно пользуются среднем 1,4 млн. человек. Минимальный интервал движения составляет 90 сек, максимальные размеры движения –  40 пар поездов /час. График движения поездов выполняется не меньше чем на 99,9 %. Плотность метрополитена составляет 0,08 км/км² площади города.

Подвижной состав поддерживают в надлежащем техническом состоянии 3 депо («Дарница»,  «Оболонь»,  «Харьковское»),  а также вагоноремонтный завод,  реконструкция  и расширение  производственной базы которого предполагается в перспективе.

Инвентарный парк пассажирских вагонов состоит из 824 единиц. На линии ежедневно выходят более 600 вагонов. Вагоноремонтный завод ежегодно выполняет около 200 ремонтов вагонов различного объёма.

Важной вехой в новейшей истории Киевского метрополитена стала разработка и ввод в эксплуатацию  5-вагонного поезда (моделей 81-7021/81-7022) отечественного производства (ПАО «Крюковский вагоностроительный завод», г. Кременчуг), что явилось первым шагом в  организации  производства вагонов метрополитена в Украине.  Сегодня  эксплуатируются 6 таких составов.

Эти вагоны имеют современный дизайн пассажирского салона с антивандальным   покрытием   пассажирских  сидений;  дополнительную  шумоизоляцию; принудительную приточную вентиляцию салона; кабину управления, отвечающую требованиям эргономики, с современным пультом управления, оборудованную кондиционером, системой охранной сигнализации; в головных вагонах предусмотрены места для размещения людей с особыми потребностями на колясках.

       Киевским метрополитеном совместно ПАО «Крюковский вагоностроительный завод» (г.  Кременчуг) и японской компанией «ITOCHU Corporation», в рамках выполнения обязательств Киотского протокола к конвенции ООН об изменении климата, реализован проект комплексной модернизации вагонов серии Е и модификаций с внедрением асинхронного тягового привода. Эффект от модернизации вагонов включает повышение уровня комфорта пассажиров и условий работы машинистов, улучшение плавности движения поездов при работе асинхронного тягового двигателя, уменьшение на 40% расхода электроэнергии на тягу, соответственно уменьшение и выбросов углекислого газа, уменьшение затрат на обслуживание и ремонт вагонов, продление срока эксплуатации подвижного состава на 20 лет. В соответствии с этим проектом модернизированно и выдано на линии уже 115 вагонов метрополитена, которые эксплуатируются больше 40 лет. В дальнейшем парк подвижного состава метрополитена  планируется пополнять исключительно составами с асинхронным тяговым приводом.

Эскалаторное хозяйство состоит из  122 эскалаторов 18 типов, работающих на 26 станциях, 27 эскалаторов эксплуатируются более 50 лет.

 Совместно с ПАО «Крюковский вагоностроительный завод» метрополитеном освоено серийное производство отечественных эскалаторов с оптимизированными параметрами. На действующих станциях установлено 15 таких  эскалаторов. Также ПАО «Крюковский вагоностроительный завод» разработан опытный образец узкогабаритного эскалатора, что в дальнейшем, после проведения комплексных испытаний, даст возможность провести замену эскалаторов на станциях первой очереди метрополитена, устанавливая вместо действующих трех эскалаторов по четыре.

       В хозяйстве метрополитена – 82 электрические подстанции, общая протяженность силовых кабельных сетей – более 10 тыс. км, общее потребление электроэнергии метрополитеном превышает 200 млн кВт час ежегодно, в том числе на тягу поездов – более 140 млн. кВт час. С целью сокращения потребления энергоресурсов внедряются энергосберегающие технологии: замена энергоемкого оборудования, внедрение энергосберегающих устройств в сетях освещения подвижного состава   и   объектов   метрополитена,   внедрение   автономных   источников теплообеспечения, а также автоматизированных систем учета электроэнергии. При участии Киевской городской государственной администрации, КП «Киевский метрополитен» и NEDO (организация по разработке новых энергетических и промышленных технологий Японии) планируется в ближайшее время реализация пилотного проекта по энергосбережению, путем установки на тяговых подстанциях конденсаторных батарей для накопления и повторного использования рекуперативной энергии.

       В работе 234 водоотливные установки, 111 вентиляционных шахт с 218 вентиляторами главного проветривания.

       В эксплуатации – 274 стрелочных перевода. Линии метрополитена оборудованы системой автоматической локомотивной сигнализации с автоматическим регулированием скорости, системой оперативно-технологической радиосвязи, системой диспетчерской централизации управления стрелками, сигналами и маршрутами. Проводится модернизация аппаратуры, обеспечивающей безопасность движения поездов, на базе современной микропроцессорной техники.

С 2005 года в метрополитене функционирует автоматизированная система прохода пассажиров в метрополитен нового поколения (АСПП). Внедрение системы позволило повысить экономические показатели работы метрополитена за счет гибкой системы тарифов, автоматизировать финансовый и статистический учет, формирование аналитической информации для оперативного управления, обеспечить высокую культуру обслуживания пассажиров и благоприятные условия труда работников метрополитена, исключить возможность проезда без оплаты или по фальшивым билетам. Для прохода в метрополитен используются жетоны, бесконтактные карточки разного вида действия, студенческие и служебные проездные. C июня текущего года на 19 центральных станциях для оплаты проезда пассажиры могут пользоваться банковскими картами с бесконтактным интерфейсом, до конца года такая возможность будет предоставлена пасажирам на всех станциях метрополитена.  С 2007 года к услугам пассажиров – автоматы дозаписи бесконтактных карточек (АДБК), предназначенные для самостоятельного пополнения пассажирами ресурса проездного билета на основе бесконтактных карточек. С помощью АДБК пополняют карточки более  75%  их пользователей. С 2014 года на контрольных пунктах для совершенствования проверки документов пассажиров  вводится система телеконтроля документов. С целью повышения эффективности управления, станции оборудованы системами видеонаблюдения за работой пунктов ручного контроля прохода пассажиров в метрополитен и работой касс.

      Функционирует  единый  диспетчерский  центр  Киевского  метрополитена.

       Проведена модернизация систем информирования пассажиров в вагонах метро.    

      В стадии реализации находится инвестиционный проект «Строительство инфраструктуры мобильной связи в Киевском метрополитене», который  позволит удовлетворить требования современных абонентов к качественному сервису. В планах – внедрение на всех станциях метрополитена сети Wi - Fi. Сейчас сеть  Wi – Fi  работает в тестовом режиме на трех станциях пилотного проекта –  «Майдан Независимости», «Площадь Л.Толстого» и «Олимпийская».

      Метрополитен постоянно работает в направлении создания наиболее комфортных и благоприятных условий для пассажиров, особенное внимание уделяется обеспечению свободного доступа в метро лицам с ограниченными физическими возможностями: вагоны адаптируются для перевозки людей на колясках; на платформах станций наносятся предупредительные полосы из полимерных материалов; на объектах нового строительства предусматриваются пандусы, лифты, рельефные полосы. С июня текущего года реализовано приложение для мобильных телефонов «Метро для всех». Этот проект является результатом совместной работы Киевского инвестиционного агентства, КП «Киевский метрополитен», Миссии Агентства США по международному развитию (USAID) в Украине и общественной организации «Права человека». Программа предназначена для широкого круга пользователей, пассажиров  метрополитена и особенно полезна для наименее мобильных групп населения: людей с инвалидностью, лиц преклонного возраста и пассажиров с детскими колясками. Благодаря использованию мобильного приложения, при введении информации  о начальной и конечной станциях метро, пользователи могут определить маршрут и наличие на нем лестниц, пандусов, эскалаторов, дверей, лифтов и турникетов. Для пассажиров с проблемами зрения входы всех станций оборудованы звуковыми ориентирами; нанесены предупредительные полосы ярко желтого цвета на первой и последней ступеньках лестничных маршей станций, подземных переходов и пересадочных узлов; в вестибюлях пересадочных станций  метрополитена размещены рельефографичные карты-схемы Киевского метрополитена, которыми могут пользоваться  пассажиры с нарушениями зрения и полностью незрячие.

       С целью обеспечения трансляции визуальной информации для пассажиров, в т.ч. для лиц с нарушением слуха, обновлена работа видеоинформационной системы в части выведения на мониторы информации о названиях текущих и последующих станций, направлении следования, пересадочных узлах и пр.

       Коллектив Киевского метрополитена гордится своими достижениями и прикладывает максимум усилий для организации и обеспечения безопасных, бесперебойных и комфортных перевозок пассажиров. Современный метрополитен – большое многоотраслевое предприятие: сегодня 17 структурных подразделений обеспечивают основные функции метрополитена,  штат  метрополитена  составляет  порядка  8  тыс.  человек, из них почти 6 тыс.  занято  в эксплуатации.

      Важным фактором на пути к совершенствованию и реализации задуманного является профессионализм коллектива, который совершенствует свои знания и навыки, осваивает и применяет в работе достижения современной отечественной и зарубежной  науки и техники, развивает  партнерские отношения с коллегами, берет на вооружение положительный опыт их работы и делится своим. Обмен опытом,  идеями,   разработка общих стратегических решений  – важнейшие направления нашей совместной деятельности и реализация неисчерпаемых возможностей профессионального общения.

 

Новая станция «Теремки» введена в эксплуатацию 6 ноября 2013 г.

 В 2013 году метрополитеном  перевезено более 536 млн. пассажиров. В настоящее время услугами метрополитена ежедневно пользуются в среднем до 1,5 млн. человек.  Плотность метрополитена составляет 0,08 км/км² площади города.

Подвижной состав поддерживают в надлежащем техническом состоянии 3 депо («Дарница»,  «Оболонь»,  «Харьковское»),  а также вагоноремонтный завод,  реконструкция  и расширение  производственной базы которого предполагается в перспективе.

Инвентарный парк пассажирских вагонов состоит из 804 единиц. В  ближайшее время он будет пополнен еще 20 новыми вагонами. На линии ежедневно выходят более 600 вагонов.  Вагоноремонтный завод ежегодно выполняет около 200 ремонтов вагонов различного объёма. Минимальный интервал движения составляет  90 сек, максимальные размеры движения –  40 пар поездов/час.

Важной вехой в новейшей истории Киевского метрополитена стала разработка и ввод в эксплуатацию  5-вагонного поезда (моделей 81-7021/81-7022) отечественного производства (ПАО «Крюковский вагоностроительный завод», г. Кременчуг), что явилось первым шагом в  организации  производства вагонов метрополитена в Украине.  Сегодня  эксплуатируются 6 таких составов.

Эти вагоны  имеют современный дизайн пассажирского салона с антивандальным   покрытием   пассажирских   сидений;    дополнительную  шумоизоляцию; принудительную приточную вентиляцию салона; кабину управления, отвечающую требованиям эргономики, с современным пультом управления, оборудованную кондиционером, системой охранной сигнализации; в головных вагонах предусмотрены места для размещения людей с особыми потребностями на колясках.

Крюковским вагоностроительным заводом изготовлен также состав с аналогичными характеристиками, но с асинхронным тяговым приводом и компьютерным управлением, прошедший испытания в Киевском метрополитене.

Кроме того, Киевским метрополитеном совместно ПАО «Крюковский вагоностроительный завод», (г.  Кременчуг) и японскими компаниями «ITOCHU Corporation»,  «TOSHIBA», «TOKYO Car Corporation» начата реализация проекта комплексной модернизации вагонов серии Е и модификаций с внедрением асинхронного тягового привода. Этот проект, на сегодняшний день, предусматривает модернизацию 95 вагонов метрополитена, которые эксплуатируются более 40 лет, с привлечением механизма финансирования за счет целевых экологических (т. н. «зеленых») инвестиций в рамках выполнения обязательств Киотского протокола к рамочной  конвенции    ООН  об изменении климата. Ожидаемый эффект от модернизации вагонов включает повышение уровня комфорта пассажиров и условий работы машинистов, улучшение плавности движения поездов при работе асинхронного тягового двигателя, уменьшение выбросов углекислого газа, уменьшение затрат на обслуживание и ремонт вагонов, продление срока эксплуатации подвижного состава на 20 лет. В настоящее время первые 5 модернизированных вагонов проходят наладку и испытания.

В дальнейшем парк подвижного состава метрополитена  планируется пополнять исключительно составами с асинхронным тяговым приводом.

 

Эскалаторное хозяйство состоит из  122 эскалаторов 18 типов, работающих на 26 станциях, 27 эскалаторов эксплуатируются более 50 лет.

 Совместно с ПАО «Крюковский вагоностроительный завод» метрополитеном освоено серийное производство отечественных эскалаторов с оптимизированными параметрами. На действующих станциях установлено 15 таких  эскалаторов.

 В хозяйстве метрополитена – 82 электрические подстанции, общая протяженность силовых кабельных сетей – более 10 тыс. км, общее потребление электроэнергии метрополитеном составляет порядка 220 млн. кВт час ежегодно, в том числе на тягу поездов – более 147 млн. кВт час. С целью сокращения потребления электроэнергии внедряются энергосберегающие технологии: замена энергоемкого оборудования, внедрение энергосберегающих устройств в сетях освещения подвижного состава   и   объектов   метрополитена,   внедрение   автономных   источников

теплообеспечения, а также автоматизированных систем учета электроэнергии.

 Работают  234 водоотливные установки, 111 вентиляционных шахт с 218 вентиляторами главного проветривания.

        Эксплуатационная  длина  тоннелей  метрополитена  составляет почти 60 км.

Линии метрополитена оборудованы системой автоматической локомотивной сигнализации с автоматическим регулированием скорости, системой оперативно-технологической радиосвязи, системой диспетчерской централизации управления стрелками, сигналами и маршрутами на базе современной микропроцессорной техники. В эксплуатации – 274 комплекта стрелочных переводов. С целью регулирования движения поездов продолжается внедрение системы централизации стрелок, сигналов и маршрутов на базе современной микропроцессорной техники.

С 2005 года в метрополитене функционирует автоматизированная система прохода пассажиров в метрополитен нового поколения (АСПП). Основные цели внедрения АСПП:

- предоставление пассажирам наиболее удобного и современного средства оплаты проезда (бесконтактная карточка стандарта MIFARE Plus S2K);

- возможность ввода в действие наиболее справедливой системы оплаты проезда – в зависимости от дальности поездки;

- повышение доходов метрополитена за счет исключения проезда без оплаты либо по фальшивым билетам и жетонам;

- формирование и реализация эффективной экономической и тарифной политики.

Система построена с  учетом международных стандартов и представляет собой масштабируемую многоэмитентную систему.  Для прохода  в метрополитен  используются  жетоны и  бесконтактные карточки,  на которых реализовано 15 видов проездных билетов.

Функционирует  единый  диспетчерский  центр  Киевского  метрополитена.

С целью повышения эффективности управления, станции оборудованы системами видеонаблюдения за работой пунктов ручного контроля прохода пассажиров в метрополитен и работой касс.

В рамках подготовки к проведению в Украине финальной части чемпионата Европы по футболу ЕВРО – 2012, была  проведена модернизация систем информирования пассажиров в вагонах метро. В стадии реализации находится инвестиционный проект «Строительство инфраструктуры мобильной связи в Киевском метрополитене», который позволит удовлетворить все требования современных абонентов к качественному сервису. В планах – внедрение на станциях метрополитена сети Wi-Fi.

 Для пассажиров  с проблемами зрения входы всех станций  оборудованы  звуковыми ориентирами;  нанесены предупредительные полосы ярко желтого цвета на первой и последней ступеньках лестничных маршей станций, подземных переходов и пересадочных узлов.  Для обеспечения доступа лиц с ограниченными физическими возможностями  лестничные марши оборудуются колясочными съездами;  на объектах нового строительства предусматриваются  пандусы, лифты, рельефные полосы.

Штат  метрополитена  составляет  порядка  8  тыс.  человек, из них почти 6 тыс.  занято  в эксплуатации.  Коллектив Киевского метрополитена гордится своими достижениями и прикладывает максимум усилий для организации и обеспечения безопасных, бесперебойных и комфортных перевозок пассажиров.

Важным фактором на пути к совершенствованию и реализации задуманного является профессионализм коллектива, который совершенствует свои знания и навыки, осваивает и применяет в работе достижения современной отечественной и зарубежной  науки и техники, развивает  партнерские отношения с коллегами, берет на вооружение положительный опыт их работы и делится своим.

Киевский метрополитен 15 лет является активным участником Международной Ассоциации «Метро».  Обмен опытом,  идеями,   разработка общих стратегических решений  – важнейшие направления нашей совместной деятельности и реализация неисчерпаемых возможностей профессионального общения.

 

        Перспективы развития.

Для ускорения темпов строительства и развития приоритетных направлений  транспортной сети столицы Украины  и основной ее артерии – Киевского метрополитена планируется развитие  3-х действующих линий, а также строительство новой 4-й  (Подольско-Выгуровской)  линии. В планах введение в эксплуатацию до 2020 года 6 станций, 2 пересадочных узлов,  новых входов/выходов на 2-х действующих станциях.

 

       Музей.

С целью сохранения исторического наследия, бережного отношения к традициям,  привлечения сотрудников метрополитена, особенно молодежи, к участию в жизни  коллектива, к 40-летию со дня открытия первого участка первой линии в Киевском метрополитене  был создан музей предприятия. Открытию предшествовала большая поисковая работа, много часов, проведенных энтузиастами создания музея в архивах и фондах, множество встреч и бесед с первопроходцами и ветеранами метрополитена. При создании музея использовались сохранившиеся исторические документы, материалы фондов Государственного архива, кино- фотодокументы, рассказы очевидцев…

Музей расположен в здании администрации КП «Киевский метрополитен» (г. Киев, проспект Победы, 35). Экспозиция символично размещена  в  3  залах,  по форме напоминающих первый 3-вагонный  поезд метро.  Информация представлена в хронологическом порядке на стендах и в витринах с экспонатами. Экспозиция насчитывает более 1500 единиц основного и порядка 1000 единиц вспомогательного фонда.

Первый зал посвящен развитию  метрополитена, открытию линий, станций, участков, объектов технологической базы метрополитена. Здесь есть фото и документы строительства,  первых и последующих лет эксплуатации метро; награды –  ордена, флаги; документы, повествующие  о руководителях предприятия, их личные вещи. Здесь же расположен уникальный экспонат – действующий макет (1:87) одной из станций первого участка «Днепр» и первого депо 1960-65 гг. Макет наглядно демонстрирует, как происходили подъем/спуск первых вагонов типа Д, с помощью поворотного круга и винтового подъемника,  с уровня электродепо  на эстакаду станции.

 

 

Во втором и третьем залах представлена экспозиция структурных подразделений метрополитена. На стендах – прошлое и настоящее подразделений и людей, творящих историю предприятия.  В витринах – экспонаты: новые разработки; модели вагонов; части оборудования; первые жетоны и проездные билеты; символические ключи от станций и пригласительные на открытие станций и участков; первые часы с центральной часовой станции метро, синхронизировавшие время и интервалы; действующий макет работы оборотного тупика (1:87) и  другие экспонаты, которые, без сомнения,  интересны всем не безразличным к истории Киевского метрополитена и не оставляют равнодушными  ветеранов и сотрудников предприятия.

Основные т/э характеристики

 Коммунальное предприятие "Киевский метрополитен"

03056, Украина, г. Киев, пр-т Победы, 35

  Контактная информация:

 Тел.:        + 38 044 238-44-21

Факс         + 38 044 238-44-46

Е-mail:      referent_n@metro.kiev.ua

Официальный сайт        www.metro.kiev.ua