Подробная информация о Ереванском метрополитене

Началом строительства первой очереди первой линии метрополитена принято считать 1972г., так как линия скоростного трамвая строилась с учетом дальнейшего использования как линия метрополитена. Первая очередь первой линии была сдана в эксплуатацию 7 марта 1981 года, вся линия была сдана в 1989 году.

Строители метрополитена на своем пути встретились с большими трудностями. Трасса представлена базальтами в виде отдельных потоков лав, мощностью от 5.0 до 20.0м, которые отделены друг от друга горизонталями шлаков, мощностью от 2-х до 6м. На трассе породы представлены озерно-аллювиальными отложениями, песчанно-глинистыми и илистыми песками, перемеживающимися с линзами и прослоями глин, суглинков и песков, над которыми залегают галечники, переходящие к дневной поверхности валунно-галечных отложений конуса выноса реки Гедар.

В гидрологическом отношении трасса метрополитена неоднородна.

Особая водообильность неблюдается на участке от станции “Еритасардакан” до станции “Зоравар Андраник”, протяженностью 2.5 км, где водосодержащими породами являются аллювиальные отложения реки Гедар. Общее направление движения грунтовых вод происходит с севера на юг.

Средний гидравлический уклон зеркала составляет 0.016 метров. Гидравлический напор над лотком грунтовых вод изменяется от 2-х до 18 метров. Коэффициент фильтрации вмещающих пород варьирует от 20 до 60 м3/сутки, что характеризует сложность системы водопонижения на данном участке трассы.

Вдоль трассы от станции “Еритасардакан” до станции “Зоравар Андраник” было установлено 50 насосов глубокого заложения для осуществления водопонижения.

Схема Ереванского метрополитена

На перегоне “Площадь Республика-Еритасардакан” применена металлоизоляция для предотвращения попадания в тоннели грунтовых вод.

Подготовка первых кадров для метрополитена была организована на базе Тбилисского метрополитена - машинисты и помощники машинистов, машинисты эскалаторов, а также в ТУ №19 г.Еревана - работники движения, СЦБ и связи.

Первые работники Ереванского метрополитена пришли из метрополитенов г.г. Баку, Тбилиси, Москвы, а также Ереванского отделения  ЗКВ ж/д.

Практически все предприятия г.Еревана помогали готовить метрополитен к открытию: «Армэлектрозавод»,  «Промсвязь», «Худфонд», «Электроприбор», «Ереванский автозавод», «Армтоннельстрой», «Главмонтажспецстрой» и другие.

Первая очередь первой линии метрополитена была открыта 7 марта 1981 года и имела протяженность 7,6км с 5-тью станциями /эксплуатационная линия – 6.6 км.

Окончание строительства первой линии – декабрь 1987г., с протяженностью – 11.5 км,  экплуатационной длиной – 10.5 км.

7 марта 1981 года был сдан в эксплуатацию 1 участок линии первой очереди от станции «Барекамутюн» до станции «Сасунци Давид» /«Барекамутюн», «Маршал Баграмян», «Еритасардакан», «Площадь Республики», «Сасунци Давид».

В 1989 году завершено строительство первой очереди линии, к существующим станциям прибавились станции: «Горцаранаин» / 11.07.1983г./, «Шенгавит» /26.01.1986г./, «Площадь Гарегина Нжде» /12.1986г./, «Зоравар Андраник» /12.1989г./ (промежуточная станция).

В дальнейшем в 1996 году на продолжении ветки  депо былы построена еще одна станция «Чарбах».

Протяженность участков линии Ереванского метрополитена.

«Барекамутюн»- «Сасунци Давид» - составляет 7,4 км;

«Сасунци Давид» - «Горцараин» - 1,6 км;

«Горцаранаин» - «Шенгавит» - 1,5км;

«Шенгавит» - «Площадь Гарегина Нжде» - 1,0 км.

На сегодняшний день  Ереванский метрополитен имеет одну линию с протяженностью в 12,1 км.

Среднесуточное количество перевозимых пассажиров Ереванского метрополитена за все годы эксплуатации составляет 81,3 тыс.

Средняя дальность поездки не изменена и составляет 3,8 км.

С начала ввода в эксплуатацию и по сегодняшний день на Ереванском метрополитене эксплуатируются вагоны Мытищенского и Егоровского вагоностроительных заводов серии 81-717 и 81-714.

  • Инвентарный парк вагонов составляет 70 единиц.
  • Эксплуатируемый парк вагонов состоит из 41 вагонов.
  • Сегодня эксплуатируется вагоны типа 81-717 и 81-714. Два вагона модернизированы в 2011 г.
  • В связи  с уменьшением количество пассажиров в целях экономии в настоящее время эксплуатируются составы в количестве 2-х вагонов.

На момент открытия проход на станции осуществлялся через АКП. Оплата проезда производилась 5-и коп.монетами.

После 1991 года проход на станции осуществлялся через АКП при помощи жетонов, сначала металлических, потом пластмассовых.

С мая 2009 года оплата проезда осуществляется при помощи пластиковых карт и жетонов.

Новая техническая системы оплаты проезда и контроля прохода пассажиров на станции – по СМАРТ-картам.

С 2010 г. успешно претворяется трехлетняя программа “Восстановления Ереванского Метрополитена” с финансированием Европейского Банка Реконструкции и Развития, Европейского Инвестиционного Банка и Европейского Инвестиционного Инструмента Добрососедства. В рамках программы пердусмотрены: модернизация подвижного состава, обновление энергосистемы, насосного и путевого хозяйства.

Схема метрополитена на перспективу представляет с собой три пересекающиеся в центре города диаметра: Северо-Запад-Юго-Запад, Запад-Восток, Северо-Восток-Юг общей протяженностью 47 км.

Институт “Армгипротранс” составил технико-экономическое обоснование и проект продолжения первой очереди метрополитена в сторону Ачапняка, где предполагается что будет построено две станции глубокого заложения на пересечении улиц им. Алабяна и Абеляна (первая станция), на пл.имени Дро (вторая станция).

Линия метрополитена будет продолжена и в Северном направлении. Она пройдет от станции “Барекамутюн” под улицей Комитаса до пересечения с проспектом Азатутян и далее к автомобильному заводу. Намечено сооружение четырех станций. Эта линия глубокого заложения. Она свяжет Арабкирский район через центр города с Южным промышленным районом, освободит улицу Комитаса, увеличит ее пропускную способность.

Новая линия метрополитена  Запад-Восток соединит Западный жилой массив с Норкским. Линия возьмет начало на станции “Ахтанак”, пройдет через Араратский массив рядом с автовокзалом и крытым рынком, пересечет главный проспект и через действующую станцию “Еритасардакан” направится в Норкский массив. Благодаря этой линии жители Западного и Норкского массивов получат удобную и быструю связь с центром города.

В далекой перспективе трасса подземного скоростного транспотра потянется с Северо-Востока на Юг, от улицы Киевян через центр города Нор-Ареш, Эребуни в южный промышленный район.

В проектах новой линии сотрудниками “Армгипротранс” применялись новые прог­рес­сивные конструктивные решения, родившиегося и осуществленные на строительстве первой очереди Ереванского метрополитена: высокоэффетивные сейсмические связи в обделке подземных сооружений, буровые связи с анкерами взамен обычных распорных металлических связей, новый тип колонн высокой несущей способности на станции “Площадь Гарегина Нжде” и ряд других интересных разработок.

Основные т/э характеристики

 

Адрес

Армения, Ереван г., Маршал Баграмян просп., 76

+374 (10) Номер телефона