Подробная информация о Днепропетровском метрополитене

29 декабря 1995 года раскрылись двери станций и электропоезда повезли своих первых пассажиров – жителей и гостей города на Днепре. С тех пор работа Днепропетровского метрополитена не прекращалась ни на одну минуту, в четком соответствии с графиком движения.

Первый пусковой комплекс Днепропетровского метрополитена состоит из шести станций и электродепо, из которых станция Коммунаровская мелкого заложения, а станции Проспект Свободы, Заводская, Металлургов, Метростроителей, Вокзальная – глубокого.

Станция Коммунаровская – колонного типа, станции Проспект Свободы, Заводская, Металлургов, Метростроителей – односводчатые, станция Вокзальная – трехсводчатая.

Станции глубокого заложения оборудованы эскалаторами длиной от 40 до 60 м по три на каждой станции, на станции Вокзальная – четыре.

Эксплуатационная длина первого участка составляет 7,1 км, трасса проходит от спальных районов жилого массива «Коммунар», вдоль заводских территорий промышленных предприятий и заканчивается в районе железнодорожного и автовокзалов. Расстояние от станции Коммунаровская до станции Вокзальной пассажир проезжает за 12 минут, что не под силу любому другому городскому транспорту.

История предприятия началась в 1982 году. 15 марта Совет Министров СССР распоряжением № 456 принял предложение Министерства путей сообщения о начале сооружения Днепропетровского метрополитена. Тяжелое и длительное строительство первого пускового участка проходило в непростых условиях. Сложность производства работ обуславливалась тем, что подземные сооружения глубокого заложения находятся в коренных скальных породах, состоящих из гранитов, диоритов, магматитов и гнейсов с зонами окварцевания разных степеней трещиноватости. Еще одной особенностью является то, что уровень грунтовых вод находится на 40-45 метров выше туннелей.

Финансирование стройки далеко не всегда происходило в необходимых размерах, а к началу девяностых годов прошлого века работы практически прекратились и свелись к поддержанию существующих объектов. Положение  осложнилось  тем, что  финансовое  состояние  после распада Советского Союза не способствовало проведению строительства  крупного серьезного объекта.

Несмотря на это, в конце 1994 - начале 1995 годов правительство  Украины  выделило  необходимые  средства  и  сооружение Днепропетровского метрополитена возобновилось. В окончании строительства принимали участие 44 строительные организации, предприятия и заводы города, области, других регионов страны. В проведении пусконаладочных работ и обучении персонала оказали большую помощь метрополитены Киева и Харькова, которые на договорных началах направили своих специалистов для участия в пуске метрополитена.

Первоначально проектом предусматривалось строительство девяти станций. С целью экономии финансовых средств было принято решение о сокращении первого пускового участка до шести станций, что привело к существующей низкой рентабельности предприятия. Кроме того, метрополитен был введен в эксплуатацию без ремонтной базы, таких важных объектов как цех текущего ремонта третьего объема, лакокрасочного отделения, поворотного круга, насосной станции в электродепо, не обеспечен автомототранспортом и комплексом для его обслуживания. На момент пуска оставались не устраненными более  400 недоделок в туннелях, сооружениях гражданской обороны, не окончены строительно-монтажные работы на санузлах, емкости питьевой воды, металлоконструкциям на станциях и перегонных туннелях. Не выполнено телеуправление сантехустройствами и эскалаторами, не введены в эксплуатацию 29 затворов, не сданы строительно-монтажные работы на 4 перегонных вентстволах.

В процессе эксплуатации выявляются скрытые дефекты строительства. Обнаружены пустоты за обделкой и, как следствие, в туннеле имеются многочисленные течи, которые приводят к интенсивной коррозии металлоконструкций, коррозии крыш вагонов, разрушению кабельных кронштейнов, выходу из строя оборудования в туннеле.

Следует особо подчеркнуть, что для обеспечения устойчивой работы метрополитена потребовалась большая повседневная системная работа коллектива предприятия по обеспечению необходимых условий содержания, обслуживания и ремонта сооружений, оборудования и подвижного состава. Проведены работы  по устранению замечаний и недоделок строительства, введен  в  действие  весь инженерно-технический комплекс оборудования. Созданы ремонтные участки, мастерские, аварийно-восстановительные формирования. Для  обеспечения  нормальной  деятельности  пред-приятия устраняются течи в туннелях, введена в эксплуатацию дренажная система для понижения уровня грунтовых вод на станции Коммунаровская, которая не была построена к моменту пуска, приведены в соответствие с проектом откосы электродепо и сливная система водоотвода. Внедрены системы телеуправления электроснабжением, управления работой станций, автоматической регулировки скорости движения поездов, дистанционного управления сантехустройствами, экстренного снятия напряжения с контактного рельса. Помещения и сооружения метрополитена оборудованы системами пожарной сигнализации. Изготовлены собственными силами технический комплекс для мойки тоннелей, спецплатформа с универсальными подмостями и компрессором для ремонтных работ, восстановлены 5 дрезин и 6 платформ. На всех станциях и электродепо внедрены автоматические устройства контроля прохода в туннель, введены в работу системы контроля нагрева букс и нижнего габарита подвижного состава.

Освоены все виды текущего ремонта вагонов, проводятся работы по перекомплектации тяговых цепей и капитальному ремонту эскалаторов. Внедрены частотные преобразователи устройств управления вентиляционными системами тоннелей, что позволяет значительно уменьшить потребление электроэнергии.

В процессе эксплуатации из-за обильных течей и повышенной влажности в туннеле нашими специалистами было выявлено значительное влияние электрокоррозии на ходовые рельсы, обделку и оборудование, установленное в туннеле. Совместно с городской комиссией по электрокоррозии были проведены исследования и намечены мероприятия по уменьшению ее влияния. Постоянно ведутся работы по устранению течей, произведена замена более 2 км ходовых рельсов, более 2000 шт. вышедших из строя шпал и полушпалков, произведена настройка распределения напряжения +825В по всей линии, установлено 6000 комплектов изолирующих прокладок и втулок защиты рельсов.

Постоянно проводится работа по стандартизации производственной деятельности, внедрены стандарты предприятия по разработке техпроцессов, метрологической деятельности, ведению и хранению конструкторской документации, цветовому оформлению объектов и оборудования, проводится работа по аттестации и стандартизации рабочих мест, разработаны основные технологические процессы.

В 1997 году для подготовки, переподготовки и  повышения квалификации  кадров   метрополитена  была организована техническая школа. Для обеспечения  учебного процесса в ней используются: библиотека, специализированные классы, кабинеты по охране труда, пожарной безопасности, лекционный зал, лаборатории, мастерские, учебно-методический кабинет, внедрена модульная методика обучения, которая дала возможность повысить качество подготовки кадров и снизить себестоимость обучения.  Техшкола имеет лицензию на право обучения по 54 профессиям, в ней подготовлено и переподготовлено более 6000 работников метрополитена и других предприятий Украины.

Собственные доходы предприятия составляют только 25% от необходимого финансирования на эксплуатацию и развитие предприятия. Поэтому эксплуатационная деятельность метрополитена дотируется из бюджета.

Стоимость жетона на проезд – 2 грн. Удельный вес в общегородских перевозках составляет только 4%. Это обусловлено тем, что заводы, расположенные в зоне действия предприятия, работают далеко не в полную мощность, а линия построена не в полном объеме. По объективным причинам метрополитен загружен только на 25%.

Эксплуатация недостроенной линии не может быть рентабельной. Поэтому основными направлениями работы коллектива предприятия стали повышение доходов и снижение эксплуатационных затрат.

С начала эксплуатации тариф  на  перевозки  пассажиров увеличился с 0,20 грн.  до 2 грн. При этом была утрачена часть пассажиров, так как метрополитен работает в условиях жесточайшей конкуренции со стороны наземных видов транспорта. Проведенный анализ пассажиропотоков показывает, что из-за нерациональной схемы привязки городского транспорта произошло падение перевозок. В зоне действия метрополитена производят перевозки коммерческие маршруты автобусов, трамвайные и троллейбусные маршруты.

С другой стороны на предприятии постоянно проводится работа по уменьшению эксплуатационных затрат. За время эксплуатации  уменьшено  потребление:

  • электроэнергии - на 45%
  • тепловой энергии - больше чем в 2 раза
  • воды - на 30%

Эти результаты достигнуты благодаря внедрению организационно-технических мероприятий, в частности за счет совершенствования схем освещения туннелей и станций (освещение включается только при наличии обслуживающего персонала). На станциях произведена замена люминесцентных ламп на энергосберегающие мощностью 23 Ватта. Уменьшены удельные нормы потребления на тягу поездов за счет внедрения оптимальных режимов управления поездами. Кроме того, вынужденно уменьшено суточное время движения поездов до 23 часов.

Значительное снижение затрат достигнуто после установки приборов учета тепловой энергии, холодной и горячей воды, которые не были предусмотрены проектом. На станциях метрополитена внедрено автономное электрическое отопление и электри-ческие воздушные завесы, что значительно снизило потери энергоносителей, расходы на обслуживание систем отопления.

Благодаря жесткому контролю значительно снижены непродуктивные расходы материальных ресурсов. За счет совершенствования технологии производства, пересмотра норм времени, штатная численность метрополитена уменьшена на 420 работников.

Из-за недостаточного финансирования не выполняются в полном объёме намеченные мероприятия по внедрению новой техники и технологий, которые также позволили бы снизить производственные расходы. Кроме того основным источником повышения доходов предприятия должно стать окончание строительства первой линии метрополитена, что позволило бы повысить уровень рентабельности в три раза.

В целом мы считаем, что все имеющиеся трудности временные. Коллектив предприятия продолжает работу по транспортному обеспечению города. Пассажир для нас главное действующее лицо и мы делаем всё возможное, чтобы ему было удобно и комфортно.

Днепропетровский  метрополитен одним  из  первых  стал  членом  Международной ассоциации  «Метро». На протяжении двадцати лет ассоциация проводит работу по объединению всех метрополитенов СНГ, оказывает помощь по предоставлению научно-технической и коммерческой информации, по подготовке и обучению специалистов.

Основные т/э характеристики

Контакты:

Руководство:

Директор метрополитена

Ситонин Виктор Иванович, тел.: 42-37-68, факс: 778-65-33

Первый заместитель директора метрополитена

Людоговский Михаил Михайлович, тел.: 778-65-31

 

сайт: http://metro.dp.ua