Подробная информация о Харьковском метрополитене

Коммунальное предприятие  «Харьковский метрополитен»

схема

        Харьковский метрополитен по времени сооружения был шестым среди метрополитенов стран СНГ, вторым в Украине и первым в областном центре. Регулярное движение электропоездов для перевозки пассажиров открыто 22 августа 1975 года на первом участке Холодногорско – заводской линии эксплуатационной длиной 9,8 км. от станции “Улица Свердлова” (в настоящее время “Холодная гора”) до станции “Московский проспект”. В этот день гостеприимно отворили двери для пассажиров 8 станций. Кроме конечных, это были станции: “Южный вокзал”, “Центральный рынок”, “Советская”, “Проспект Гагарина”, “Спортивная”, “Завод имени Малышева”. К услугам пассажиров с первых дней было предоставлено пятнадцать пятивагонных поездов, которые оборачивались на конечных станциях. Станция “Московский проспект” соединена  веткой длиной 0,6 км. с электродепо “Московское”.

На строительстве метро

На строительстве метро

Пуск метро

Пуск метро

   Второй участок этой линии протяжностью 7,48 км. с пятью станциями от “Московского проспекта” до станции “Пролетарская” был введен в эксплуатацию накануне 35-й годовщины освобождения Харькова от немецко-фашистских захватчиков 11 августа 1978 года. Пассажиров приняли станции “Комсомольская” (сейчас “Маршала Жукова”), “Советской Армии”, “Индустриальная” (сейчас “Имени А.С. Масельского”), “Тракторный завод” и “Пролетарская”. Линия проходит с запада на восток, соединяя скоростной транспортной связью три района города: западный с жилмассивами Холодной горы, Баварии и Залютино, центральный с административно-культурным центром и восточный с промышленной зоной. Она соединила четыре железнодорожных вокзала: Южный, Леваду, Балашовский, Лосево; междугородний и три пригородных автовокзала, центральную часть города и стадион “Металлист”.

         Именно по ходу этой линии находятся наибольшие промышленные предприятия города: завод имени Малышева, Электромеханический завод, Турбоатом, Сантехзавод, Южкабель, Тракторный завод, Электротяжмаш, Плиточный завод и другие, которые в то время работали в две – три смены. В  1980 году в среднем за сутки перевозилось свыше 475,0 тыс. пассажиров, а в отдельные дни – больше 500,0 тыс. пассажиров. Доля метрополитена в общегородских перевозках составляла 20,6%. В то время в Киеве этот показатель был 18,2%.

         После введения в 1984 году в эксплуатацию первого участка Салтовской линии длиной 6,7 км. со станциями “Исторический музей”, “Дзержинская” (сейчас “Университет”), “Пушкинская”, “Киевская”, “Академика Барабашова” и электродепо “Салтовское” ежегодные объемы перевозок значительно увеличились. Среднесуточные перевозки в 1985 году уже составляли 641,3 тыс. пассажиров, доля метрополитена в общегородских перевозках составляла 26,5% (в  г. Киеве – 23,5%).

Ввод 1 участка Салтовской линии. Митинг на станции «Дзержинская» (ныне «Университет»)Ввод 1 участка Салтовской линии.
Митинг на станции «Дзержинская» (ныне «Университет»)

Ввод 2 участка Салтовской линии.  Митинг на станции «Героев труда»Ввод 2 участка Салтовской линии.
Митинг на станции «Героев труда»

         Второй участок Салтовской линии, эксплуатационной длиной 3,76 км. со станциями “Академика Павлова”, “Студенческая”, “Героев Труда”, был введен в эксплуатацию 23 октября 1986 года. Она соединила центральную часть города с наибольшим в городе Салтовским жилмассивом. Общий объем пассажирских перевозок в 1987 году превысил 260,0 млн. пассажиров, среднесуточные перевозки составили 720,0 тыс. пассажиров.

         06 мая 1995 года был введен в эксплуатацию первый участок Алексеевской линии длиной 5,32 км. с пятью станциями: “Метростроителей им. Г.И. Ващенко”, “Площадь восстания”, “Архитектора Бекетова”, “Госпром”, “Научная”.

         Второй участок Алексеевской линии, длиной 2,55 км. со станциями “Ботанический сад” и “23 Августа”, введен в эксплуатацию 21 августа 2004 года. Он соединил центр города с жилыми массивами Павлово Поле и Алексеевка. Среднесуточные перевозки в 2004 году составили 760,0 тыс. пассажиров, общий объем пассажирских перевозок превысил 277,0 млн. пассажиров.

         21 декабря 2010 года введена в эксплуатацию станция «Алексеевская» с перегонными тоннелями длиной 2,01 км.

        Станция «Алексеевская»На сегодняшний день Харьковский метрополитен представляет собой современное по техническому оснащению транспортное предприятие, которое по уровню перевозок уступает только метрополитенам Москвы, Санкт-Петербурга и Киева. Общая эксплуатационная длина трех линий метрополитена 37,6 км. с 29 станциями:

 

- первая Холодногорско-заводская линия                         - 17,26 км. (13 станций);

- вторая Салтовская                                                   - 10,46 км. (8 станций);

- третья Алексеевская                                                -    9,88 км (8 станций)

Строительство третьей линии продолжается в направлении Алексеевского жилмассива, где будет расположена конечная станция “Победа” и электродепо “Алексеевское”.

         Услугами метрополитена на протяжении года пользуются около                       240 млн. пассажиров, среднесуточные перевозки составляют более 650,0 тыс. пассажиров. Доля метрополитена в общегородских перевозках составляет около 50%

Проектная провозная способность действующих участков и размещенных на них технических средств способна обеспечить ежесуточно перевозку 1,2 – 1,4 млн. пассажиров. Конструктивно станции метрополитена позволяют осуществлять прием и отправление поездов, в составе которых не больше пяти вагонов. Перевозки обеспечивают пятивагонные поезда электродепо “Московское” с инвентарным парком 216 вагонов на Холодногорско – заводской и Алексеевской линиях, а также  пятивагонные поезда депо “Салтовское” с инвентарным парком 105 вагонов на Салтовской линии.

Вагоны в электродепо «Салтовское»Вагоны в электродепо «Салтовское»

Парковые пути электродепо «Московское»Парковые пути электродепо «Московское»

         Действующие три линии метрополитена взаимно пересекаются в трех узлах станций пересадки: “Спортивная” – “Метростроителей им. Г.И. Ващенко” (1линия + 3линия),  “Советская” – “Исторический музей” (1линия + 2линия) и “Университет” – “Госпром” (2линия + 3линия), создавая  классическую треугольную схему линий метрополитена. Такая схема позволяет пассажирам осуществить комфортную поездку между любыми двумя станциями разных линий с минимальными затратами времени и одной пересадкой. Она наиболее полно отвечает потребностям в пассажирских перевозках с кратчайшим путем сообщения между густонаселенными жилмассивами, основными местами труда, отдыха, общественными центрами и способствует децентрализации пассажирских потоков в узлах пересадки.

         Характерной особенностью метрополитена в  Харькове является отсутствие на поверхности станционных сооружений, что позволяет рационально использовать наземное пространство города. Все вестибюли станций совмещены с подземными пешеходными переходами через городские транспортные сети. Это значительно улучшает условия и ускоряет возможности пересадки пассажиров из наземных видов транспорта  в метрополитен и обратно.

         Главное в архитектурно-художественных решениях станций – это монументальность, простота и выразительность. Ни одна из 29 станций по художественному оформлению не имеет элементов повтора. Архитектурно-художественное оформление каждой являет собой продолжение единой композиции с ансамблями улиц, площадей, зданий города, отражает богатую событиями историю города и будни настоящего. Важнейшую роль в предании станциям Харьковского метрополитена уникального внешнего вида сыграли выдающиеся харьковские архитекторы В.А. Спивачук, И.Т. Карпенко, С.Г. Чечельницкий и другие.

Станция «Архитектора Бекетова»Станция «Архитектора Бекетова»

Станция «ботанический сад»Станция «ботанический сад»

Сегодня время проезда пассажирами расстояния между конечными станциями линий составляет: Холодногорско-заводской – 28 минут, Салтовской – 18 минут, Алексеевской – 16 минут. Минимальные интервалы движения поездов в часы “пик” на  Холодногорско-заводской и Салтовской линиях составляют 2 мин. 20 сек., на Алексеевской – 4 минуты.

         На сегодняшний день Харьковский метрополитен это: 29 станционных комплексов, 99,96 км. тоннельных сооружений, свыше 104,5 км. рельсовых путей, 90,7 км. контактного рельса, 321 пассажирский вагон метрополитена, два вагона специального назначения (путеизмеритель, вагон - лаборатория), поливомоечный поезд, 27 дрезин и технологических платформ, свыше 50 автотранспортных средств разного назначения, более 1000 единиц насосного и вентиляционного оборудования, в том числе более 110 мощных вентиляторов основного воздухообмена тоннелей и станций,  47 эскалаторов, свыше  120,0 км. трубопроводов водоснабжения и канализации, более 47 подстанционных комплексов электроснабжения, тысячи километров сетей электроснабжения, сотни тысяч светоточек, около 400 пропускных пунктов станций и много другого оборудования, задействованного в технологии пассажирских перевозок.

Тоннель. Тупики станции «Метростроителей им. Г.И. Ващенко»Тоннель. Тупики станции
«Метростроителей им. Г.И. Ващенко»

Эскалатор станции «Метростроителей им. Г.И. Ващенко»Эскалатор станции
«Метростроителей им. Г.И. Ващенко»

 В ближайшей перспективе планируется:

- развитие действующих линий метрополитена до 45,4 км с 34 станциями (т.е. прирост линий составит почти 8 км., а количество станций увеличится на 5);

- ввод в эксплуатацию электродепо «Алексеевское» для обслуживания третьей линии метро.

Благодаря многолетнему сотрудничеству работников метрополитена с научными работниками города и специалистами конструкторских бюро в Харьковском метрополитене внедрены новейшие технические решения, которые применяются на многих метрополитенах СНГ.

Совместно со специалистами Московского института инженеров железнодорожного транспорта, научно-исследовательского института железнодорожной автоматики сотрудники лаборатории поездных устройств автоматики во главе с В.П. Филипповичем,  И.А. Текушиним, Ю.И. Коршуном, впервые среди метрополитенов бывшего Союза в 1977 году была внедрена система автоматического регулирования скорости движения поездов, которая позволила перейти на прогрессивную форму организации движения поездов одним машинистом при исключенных сигналах автоблокировки и с погашенными огнями светофоров. Позже эта разработка была использована на других метрополитенах, а в ПТЭ метрополитенов в 1985 году было записано, что АРС-АЛС является основным средством сигнализации  во время движения поездов.

 Совместно со специалистами Московского электротехнического завода впервые была разработана и внедрена для телемеханизации управления, сигнализации систем электроснабжения метрополитенов на основе системы телемеханики «Лисна», а затем и для телемеханизации управления инженерно-техническими устройствами (вентиляция, водоснабжение, тепловые завесы, калориферные установки, подогрев ступеней пешеходных выходов, и пр.) и эскалаторами. Значительный вклад во внедрение системы «Лисна» внесли специалисты метрополитена  В.Ф. Жеребкин,   В.Ф. Дзюба,  А.С. Селюков, В.И. Пересада и другие. Система телемеханики «Лисна» с 1988 года стала универсальной для большинства метрополитенов стран СНГ.

 Вместе со специалистами НИИ «Госрадиопроект» та ВНИИЖТ в Харьковском метрополитене при участии Г.А. Витольберга, В.С. Серебрякова, С.Э. Половца и других разработана и внедрена принципиально новая система управления работой станции метрополитена на основании промышленных телевизионных установок с новыми функциями организации безопасных перевозок.

 С 1985 года впервые среди метрополитенов СНГ в Харьковском метрополитене внедрены бесстыковые рельсовые цепи, что позволило повысить эксплуатационную надежность устройств СЦБ. Работниками службы сигнализации и связи выполнены значительные объемы работ по выносу оборудования СЦБ и связи из тоннеля на станции метрополитена, а также  его содержания и обслуживания.

 Вместе со специалистами НИИ радиоизмерений специалистами электромеханической службы О.М. Даниленко, В.П. Свинарем разработаны и внедрены устройства контроля параметров эскалаторов, которые теперь применяются практически во всех метрополитенах СНГ.

 Метрополитеновцами вместе со специалистами Физико-технического института внедрена технология криогенного способа отделения металлической основы от резины в армированных узлах деталей подвижного состава (вкладыши колесных пар, скользуны, и т.д.), что дало возможность повторно использовать металлическое армирование для новых узлов, а резину - для смесей с новым назначением.

 Харьковский метрополитен был одним из первопроходцев во внедрении целого ряда технических решений, которые обеспечили надежную эксплуатационную работу многих метрополитенов СНГ. Среди них: стеклопластиковые короба контактного рельса вместо деревянных, стеклопластиковые изолирующие прокладки рельсовых цепей и изоляции узлов контактного рельса (1981 год); система автоматического учета пробега вагонов (1983 год); создание единых диспетчерских смен (1985 год), которые эффективно работают и сегодня.

Единый диспетчерский центрЕдиный диспетчерский центр

Единый диспетчерский центрЕдиный диспетчерский центр

С 1997 года управление движением поездов, работой эскалаторов, систем электроснабжения, работой инженерно-технического оборудования систем жизнеобеспечения (вентиляция, водоснабжение, теплоснабжение, канализация, обогрев ступеней пешеходных выходов) осуществляется средствами автоматизированных систем диспетчерского управления на базе микропроцессорного оборудования и электронно-вычислительных машин из единственного диспетчерского центра, создание которого было первым в СНГ. Внедрена современная двухчастотная сеть технологической радиосвязи на основании щелевого радиоизлучающего кабеля (1992 год); Харьковские метрополитеновцы первыми применили полимерный жетон для оплаты проезда (1992 год), провели комплексные испытания, освоение эксплуатации и подготовку к серийному выпуску вагонов нового поколения с тяговым тиристорно-импульсным преобразователем (1993 год), внедрили автоматизированную систему диспетчерского управления технологией перевозок на основе средств вычислительной и микропроцессорной техники с созданием автоматизированных рабочих  мест (1988 – 1995 г.г.), систему идентификации подвижного состава      (1996 год), электронную контактную карточку оплаты за проезд на 10, 20, 30, 60, 100 и 250 поездок (1998 год), устройства контроля прохода в тоннель VideoNet (1999 год), распределительную компьютерную сеть видеонаблюдения с коммутаторами и серверами на станциях, автоматизированную систему контроля и учета потребления электрической энергии, систему телемеханики “Метроконт”, микропроцессорные системы управления электрической централизацией электродепо, автоматизированную систему диспетчерского управления маршрутно-релейной централизацией и работой станции с путевым развитием “Академика Барабашова” (2001 – 2005 г.г.).

Станция «Центральный рынок»

         После стихийного бедствия  1995 года из-за разрушения элементов строительных конструкций станции метрополитена “Центральный рынок” в 1997 году вынужденно изменила облик односводчатой конструкции на конструкцию колонного типа с центральным однорядовым размещением колонн вдоль платформенной части. Ремонтно-строительные работы были выполнены коллективом ОАО “Харьковметрострой” согласно проектному решению института ОАО “Харьковметропроект” без прекращения движения поездов и  ограничения пассажиропотока, лишь с незначительным уменьшением скорости движения.

         В связи с большим количеством обводненных участков была разработана и внедрена технология химического закрепления грунтов с использованием композиционных, полиуретановых, полимерных материалов и высокомолекулярных химических соединений, что положительно повлияло на повышение надежности работы строительных конструкций и привело к уменьшению разрушительного действия грунтовой и ливневой воды на конструкции и оборудование станций и тоннельных сооружений, в том числе станций “Центральный рынок”, “Метростроителей им. Г.И. Ващенко”, перегонов “Площадь Восстания”  – “Архитектора Бекетова”, “Южный вокзал” – “Центральный рынок”,   “Советская” – “Проспект Гагарина” и другие.

         На протяжении последних нескольких лет на предприятии внедрено много нововведений:

Станция «Завод им. Малышева»Станция «Завод им. Малышева»

Выполнена замена устаревшей часовой станции метрополитена на высокоточную цифровую систему, обеспечивающую синхронизацию с Единой системой времени Украины и соответствующую всем требованиям безопасности на транспортных предприятиях Европы. Заменено 60 торцевых часов на платформах всех станций и на Едином диспетчерском центре метрополитена.

 

Разработано и внедрено 28 графиков движения поездов, применяемых в зависимости от изменений пассажиропотока, времени суток, работы наземного транспорта, времени года и других факторов. В депо предусмотрены резервные составы, готовые в любую минуту выйти на линию для обеспечения вывоза пассажиров или заменить неисправный поезд.

 

Полностью подготовлена база и выполняется капитальный ремонт вагонов, обслуживающих Салтовскую линию, с продлением их срока эксплуатации на 20 лет. Выполняется замена пассажирских диванов, пластика салона, электрических кабелей, основного электрического, пневматического и механического оборудования, производится полная покраска вагонов, модернизация кабины машиниста.

Вагон 81-717 в ремонтеВагон 81-717 в ремонте

Салон вагонаСалон вагона

 

С целью исключения простоев, четкого соблюдения времени работы и отдыха машинистов электропоездов, обеспечения безопасности перевозок разработано программное обеспечение, которое автоматически составляет оптимальный график работы каждого машиниста. С внедрением этой программы удалось оптимизировать рабочий график машинистов электропоездов и исключить неэффективное использование рабочего времени.

 

В течение нескольких лет выполняется планомерный капитальный ремонт колонн станции «Исторический музей». Кроме замены мрамора и несущих конструкций полностью восстанавливаются дренажные свойства колонн, что необходимо для отвода грунтовых вод станции, построенной в сложных гидрогеологических условиях.

 

Эскалатор на станции «Завод им. Малышева»Эскалатор на станции «Завод им. Малышева»

Впервые в СНГ внедрена электронная система управления скоростью движения полотна туннельных эскалаторов на станции «Завод им. Малышева», которая обеспечивает минимальную скорость движения ступеней при отсутствии пассажиров (0,2 м/с) и плавное автоматическое увеличение скорости при входе пассажира на эскалатор (до 0,75 м/с). С целью снижения вероятности травмирования пассажиров выполнены работы по снижению скорости движения полотна эскалаторов станции «Южный вокзал», проводится замена шкафов управления и устройств безопасности эскалаторов.

 

Внедрен аппаратно – программный комплекс реализации средств оплаты проезда, что позволило закрыть служебный проход и кассы, оптимизировать численность персонала кассового хозяйства, полностью отказаться от жетонов (с 10.10.2012 года) и обеспечить реализацию разовых билетов, бесконтактных электронных карт (БЭК), пополнение БЭК исключительно через автоматические терминалы.

Эта система позволяет в режиме реального времени обеспечивать централизованный контроль:

- процесса оплаты проезда;

- прохода пассажиров на станцию;

- состояния устройств пассажирской автоматики;

- действий обслуживающего персонала на станциях;

- формирования финансовой отчетности.

Общий процент пользования бесконтактной электронной картой – около 80% всего пассажиропотока.

 Внедрен проект «Льготная карта». Все категории пассажиров, имеющие право льготного проезда в метрополитене, бесплатно обеспечены персональными БЭК для прохода на станции через любой АКП. На сегодняшний день процент прохода по льготной карте составляет более 90%. Служебный проход используется только для пропуска на станции детей, колясок и инвалидов.

 Выполняется замена устаревших автоматических контрольных пунктов на современные. Всего на текущий момент заменено около 50% АКП. Новые АКП работают со всеми платежными средствами и передают информацию об исправности, количестве проходов и заполненности бункеров на центральный сервер в on-line режиме.

 Станции метрополитена оборудуются автономной системой отопления с использованием электрических котлов и тепловых завес.

Вагоны 81 серии (вагоны 81-717) при прохождении капитального ремонта оборудуются  системой АЛС-АРС нового поколения, разработанной отечественным производителем.

 Проводится работа по замене основного механического оборудования вагонов метрополитена – рам тележек и колесных пар.

 

Производится замена металлического тоннельного водопровода на водопровод с использованием труб ПВХ, что позволяет сократить до минимума порывы, течи и повышает надежность и безопасность движения подвижного состава.

 

Пешеходные переходы и выходы станций оборудуются камерами видеонаблюдения. Сигнал в реальном времени выводится в ДСП станции, на ЕДЦ и дежурному по метрополитену.

 После усовершенствования системы управления, оптимизации производственных процессов и технологии ремонта оборудования Харьковский метрополитен по показателю «численность персонала, приведенного на 1 км пути»  находится на 1 месте среди метрополитенов СНГ.

 Благодаря качественной подготовке метрополитен обеспечил высокий уровень обслуживания пассажиров во время проведения финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу, получил положительные отзывы иностранных пассажиров и был отмечен руководством города.

Перечислять нововведения, которые внедрены или находятся в разработке, можно долго, тем более, что многое для обеспечения безопасной и комфортной перевозки пассажиров метрополитеновцы делают, как говорится, «в рабочем порядке»:

Ремонт путиРемонт пути

Уборка станцииУборка станции

 - постоянно контролируют состояние путей и тоннелей;

- модернизируют освещение станций и тоннелей для повышения уровня освещенности со снижением затрат электроэнергии;

- проводят обслуживание и ремонт вагонов, эскалаторов, систем безопасности и другого оборудования метрополитена;

- обеспечивают чистоту и порядок на станциях, ежедневно убирая более 20 га помещений и прилегающей территории и многое другое.

 В перспективе на предприятии предусмотрено:

- продолжение работы по замене: основного оборудования вагонов (рамы тележек, колесные пары); тоннельного водопровода с применением труб ПВХ;

- разработка и внедрение на подвижном составе метрополитена системы автоведения;

-  установка на станциях реверсивных АКП;

-  реконструкция узлов теплоснабжения «проблемных» станции с применением электрических котлов;

- ремонт систем основной вентиляции станций с заменой ВОМД и шкафов управления, и многое другое

         С момента пуска Харьковского метрополитена плодотворный труд более чем 100 работников отмечен правительственными наградами, знаками “Почетный железнодорожник”,  званиями  “Заслуженный строитель транспорта”, “Заслужен работник транспорта”. Пять метрополитеновцев удостоены звание Лауреатов Государственной премии СССР и Украины.

 Предприятие неоднократно отмечалось государственными знаками отличия, среди которых:

-           «Международный золотой приз по транспорту (Приз нового тысячелетия)» - Мадрид, 2007 год

-          Наилучше государственное предприятие 2009 года; руководитель признан Государственным руководителем года с награждением орденом «За заслуги в профессиональной деятельности»

-          Награда «Европейское качество» в 2010 году (за длительную целенаправленность в достижении высокого качества, соответствующего Европейским стандартам)

-          Национальный сертификат «Коммунальное предприятие года-2010» по критериям: объем реализованной продукции, чистая прибыль, заработная плата, продуктивность труда

-          Диплом и памятный знак «Признание народа» в номинации «Предприятие года-2011» по результатам независимого опроса среди читателей газеты «Вечерний Харьков»

-          Диплом Международного комитета Сократа «Лучшее предприятие 2011 года» в сфере общественного транспорта среди метрополитенов

-          Сертификат международного качества 2012 года Швейцарского института стандарта качества «SIQS» в номинации «Лидер ХХІ века»

-          Международная общественная транспортная премия «Золотая колесница-2012 года» по показателям качества продукции, технологии и услуг среди предприятий городского транспорта СНГ

-          Лауреат всеукраинского рейтинга «Лучшее предприятие 2012 года» в номинации «Транспорт»

-          Сертификат Европейской бизнес ассамблеи «Лучшее предприятие транспортной отрасли», Оксфорд, 2013 года

 КП «Харьковский метрополитен» - постоянный  член Международной Ассоциации “Метро” и Международного союза общественного транспорта, активный участник разработки и внедрения современных транспортных технологий, направленных, в первую очередь, на безопасность и комфорт перевозки пассажиров.

 На предприятии функционирует Музей истории метрополитена, в котором на стендах отображена история строительства, становления и развития предприятия, представлены различные экспонаты так или иначе относящиеся к многолетней деятельности Харьковского метрополитена, экспонируются награды предприятия, памятные подарки метрополитенов и организаций нашему предприятию.

 

Музей метрополитенаМузей метрополитена

Музей метрополитенаМузей метрополитена

 

Музей метрополитенаМузей метрополитена.

 

 Основные т/э характеристики

 

Контакты:

Коммунальное предприятие                         

«Харьковский метрополитен»                     

улица Энгельса, 29                                           Контактное лицо:

г. Харьков, 61052, Украина                             Начальник технического отдела

телефон /057/ 730-34-06                                    Штомпель Александр Николаевич

факс      /057/ 731-21-41                                    телефон/факс /057/ 730-37-06

E-mail: l.harchenko@metro.kharkov.ua             E-mail: a.shtompel@metro.kharkov.ua

Сайт метро: www.metro.kharkov.ua